Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Этикет для детей школьного возраста: правила и особенности поведения. Учебный проект "школьный этикет" Школьная этика как вести себя в школе

Классный час на тему:
«Хорошие манеры. Правила этикета
для школьников»

Ребята, в школе существуют определенные правила, которые должны соблюдать все школьники и учителя. Это нужно для того, чтобы сделать учебу в школе, делом приятным, удобным и комфортным. Поэтому давайте с вами, познакомимся с правилами поближе.
Прежде всего, хотелось бы познакомить вас с понятием « этикет ».
Этикет – это нормы и культура поведения людей в обществе, основанное на определенных правилах. Благодаря им, люди чувствуют себя более уверенно, потому что знают, как и где поступить.
Рассмотрим основные правила этикета или правила вежливости в школе.
1. Все школьные вещи должны быть в порядке, аккуратно уложены в портфель.
2. В школу приходить всегда вовремя, без опозданий.
3. Когда входишь в школу, в класс, сперва нужно поздороваться с учителем, потом с товарищами.
4. Если ты опоздал на урок и заходишь в класс после звонка, нужно спросить разрешение у учителя.
5. Если в класс входит взрослый (учитель, директор или родитель)
дружно, но тихо и спокойно должны встать, приветствуя вошедшего. Сесть можно только после разрешения.
6. Если учитель задаёт вопрос классу, и ты хочешь ответить, не выкрикивай, а подними руку. Руку надо поднимать и тогда, когда хочешь что-то спросить у учителя.

7. Каждый школьник должен беречь свою парту, не ломать, не писать, не царапать острым предметом.
8. Выходить на перемену можно только после разрешения учителя.
9. В коридоре нельзя бегать и кричать
10. Бумажки, огрызки, весь мусор нужно бросать в специальную корзину.

Правила этикета для девочек. Недопустимо:
- шумно обрушиваться на сиденье стула;
- сидеть, широко расставив ноги;
- сидеть, развалившись на стуле;
- обвивать ногами ножку стула;
- обнимать руками колени;
- вставая, отталкивать стул.

Правила для мальчиков, которые не стоит забывать:

Не должен ходить с поднятым воротнкиком;
- не держать руки в карманах;
- помоги любому, кто нуждается в твоей помощи;
- будь внимательным к девочкам и женщинам, к инвалидам и пожилым людям: помоги донести тяжелую сумку, пропусти вперед в дверях, помоги перейти улицу, выйти из автобуса, подняться по лестнице.

А вот правила, на выполнение которых необходимо обратить особое внимание и девочкам и мальчикам:

Воспитанный человек жуёт жевательную резинку, только оставшись наедине с собой и, конечно, никогда не прилепляет её к стенам, столам и стульям;
- в обществе не шепчутся;
- зевать в обществе - значит демонстрировать свою невоспитанность;
- при покашливании слегка отвернись и прикрой рот рукой, при резком кашле обязательно приложи ко рту носовой платок;
сморкайся тихо, отвернувшись или отойдя в сторону, никогда не шмыгай носом;
- потребность чихнуть следует по возможности сдерживать, потирая переносицу (в России чихнувшему человеку принято говорить: «Будьте здоровы!»; при этом чихнувший просит извинения у присутствующих);
- не следует появляться в общественных местах простуженным, чтобы не распространять инфекцию.

Большинство родителей сталкивается с нарушением правил поведения в школе их детьми. При этом в некоторых случаях вина ребенка не столь очевидна, особенно если он тихий и ссылается на необоснованные нападки со стороны одноклассников и учителей в свой адрес.

Иногда ребенок даже при положительном поведении по той или иной причине сильно выделяется из толпы, что может провоцировать его отторжение коллективом. Чтобы избежать подобных ситуаций, родителям следует знать современные правила поведения учащихся в школе.


Особенности

Многие проблемы в школе появляются из-за того, что дети здесь чувствуют себя некомфортно. Причиной тому может быть как недоброжелательное окружение, так и банальное неприятие того, что малышу постоянно навязывают какие-то задания посторонние люди, пусть даже родители сказали их слушаться. Восприятие школы в качестве места, где у обучающихся есть только обязанности, приводит к потере мотивации и снижению интереса к изучению нового.

Следует объяснить ребенку, что у него есть не только обязанности, но и определенные права.


Правила поведения в любой современной школе должны соответствовать новому закону об образовании, который определяет для ученика следующие права.

  • Школьный курс должен быть вычитан ребенку максимально полно. Он имеет на это право согласно Конституции. Это означает, что не существует ни одного законного основания, чтобы удалить ребенка с занятия, даже если он явно нарушает дисциплину. Ни в одном учебном заведении также недопустимо отказать ученику в посещении урока, если он пришел на него уже после звонка.
  • Школа создана для обучения, а не для работ по ее обслуживанию . Никто не имеет права силой привлечь ребенка к работам на улице или в помещении. Историческая эпоха обязательных субботников давно осталась в прошлом. То же самое касается и уборки классных помещений. При этом подобные мероприятия могут проводиться при условии привлечения участников на добровольной основе. Отказ от участия не должен становиться причиной для предвзятого отношения.


  • Существует общеобразовательная программа, обязательная для изучения для всех без исключения , однако все, что в нее не входит, обязательным априори быть не может. Можно только поприветствовать стремление педагогов организовать дополнительные факультативы, творческие кружки или художественную самодеятельность, но нельзя заставлять ребенка посещать такие занятия, если ему это неинтересно. Даже завуалированные задания по типу проведения минимального времени в библиотеке, репетиций в актовом зале, материалов, самостоятельно изучаемых дома, могут быть отклонены ребенком как необоснованные, если в программе их нет. Даже условная викторина особо педантичным учеником может быть отклонена как неправильный метод обучения.
  • Согласно Конституции, в нашей стране каждый имеет право на бесплатное образование . Это, пожалуй, наиболее спорный момент, который не соблюдается. Если говорить теоретически, педагоги не имеют права собирать деньги даже для какого-либо условного фонда класса, не говоря уже об уборке или охране школы. Законное исключение – интернат, где дети живут постоянно во время обучения, но там и нужды принципиально другие.

Следует заметить, что школа – это все-таки не армия, так что не все нормы регламентированы на общегосударственном уровне. Педсовет учреждения может определять собственные правила поведения в некоторых частях школы, например в гардеробе или столовой.


Как правильно одеваться?

Человека, как известно, «встречают по одежке», а по внешнему виду ученика судят не только о нем, но и о его родителях. Следует заметить, что дети, с одной стороны, стремятся к самовыражению любым путем и не всегда правильно оценивают собственный внешний вид, с другой – довольно жестоки к своим сверстникам. Они нередко выступают категорически против взглядов, которые отличаются от их собственных.

Законодательство не вводит единого понятия школьной формы, поэтому во всех учреждениях страны руководство самостоятельно принимает решение об обязательности того или иного дресс-кода. Многие учебные заведения буквально заставляют своих учеников приобретать одинаковую одежду, что имеет свои преимущества и недостатки.

Многими критикуется такой подход за чрезмерную унификацию и обезличивание детей, которые теряют собственную индивидуальность, а также за повышенные растраты, поскольку школьную форму приходится специально заказывать или покупать, а больше никуда, кроме школы, такой костюм не наденешь.


Тем не менее преимущества в строгом соблюдении нормы тоже есть, поскольку в таких условиях снижается вероятность появления учеников вызывающего внешнего вида, идущих против правил, одинаковых для всех.

В условиях многонационального государства, в котором проживают носители разных религий и традиций, такой подход выглядит обоснованным. Кроме того, внешний вид детей из семей разного достатка не отличается.



При этом многие школы все же оставляют выбор дресс-кода родителям или самим школьникам. Это позволяет ученикам оставаться собой, а родителям не тратить ресурсы на поиски оптимального костюма, ведь достаточно одевать ребенка в повседневную одежду.

Чистота и опрятность без вызывающих деталей в таких условиях представляют собой залог успеха, однако остается риск гипертрофированного самовыражения, которое не будет воспринято коллективом, что повлечет за собой напряженность внутри школы.

Впрочем, даже в школах со свободным стилем одежды никто не запрещает родителям одевать ребенка в форму. Общим и никого не раздражающим стандартом принято считать белый верх (рубашку – для мальчиков, блузку – для девочек) и черный низ (брюки – для обоих полов, а для девочек – еще и юбки). Сверху можно добавить также пиджак или жилет.


Даже учреждения со свободной формой одежды требуют от учеников опрятного вида. Недопустимо носить даже классически правильный костюм, если он грязный, помятый или разорванный.

Относительно обуви выдвигаются особые требования к чистоте. Многие школы считают нужным обязать учеников носить с собой сменную пару обуви, чтобы переобуваться при входе в школу.

Отдельный момент – это прическа школьника.

Предпочтение следует отдавать прическам классического фасона, тогда как современные способы «самовыражения» (неестественные оттенки волос, вызывающие формы по типу ирокезов или стриженной «под ноль» головы) считаются нежелательными.


Как вести себя на уроке?

Основные проблемы с дисциплиной учащихся в школе возникают на почве того, что они чрезмерно отвлекаются от проводимого занятия или, что еще хуже, мешают нормальному проведению урока в классе своими выходками.

Привить ребенку правила этикета в условиях общеобразовательной школы не может ни один учитель, если этого не сделали родители дома.

Правильные манеры чаще всего бывают не у тех детей, которые исправно посещают добровольный для посещения классный час, а у тех, кому родители еще до похода в первый класс доходчиво объяснили основные правила поведения со старшими. Главное, на что указывают психологи – не выдать список аксиом, а доходчиво объяснить малышу, почему нельзя делать тех или иных вещей.


Выглядеть это могло бы так:

  • Приходи в класс раньше на 5-10 минут. Это позволит не бежать и лишний раз не просить прощения за опоздание, мешая одноклассникам.
  • Всегда садись на свое место. Это позволит не обидеть кого-либо из одноклассников, а также уменьшит риск, что обидят тебя самого, в том числе и замечанием в дневнике.
  • Посторонние предметы на столе во время урока не нужны. Они отвлекают от занятия, что повлечет за собой более долгое освоение материала и выполнение домашних заданий. Сократится выделенное время на отдых.
  • Не нужно шуметь на уроке. Возможно, кому-то из одноклассников интересно то, что сейчас рассказывает учитель. Взаимное уважение в коллективе заставит их не шуметь тогда, когда будут рассказывать что-то, что будет интересно тебе.


  • Если очень нужно выйти из класса во время урока, следует поднять руку и попросить разрешения. Это признак уважения к учителю, который тяжело трудится для того, чтобы сделать каждого из детей умным и успешным взрослым человеком.
  • Если нужно что-то спросить или хочется ответить на вопрос учителя, нужно также поднять руку и дождаться, пока тебя вызовут. Это позволяет проводить урок в тишине, не пропустить информацию, которая могла бы оказаться полезной.
  • Не следует выкрикивать и подсказывать правильные ответы, если спрашивают другого ученика. Это невежливо, а одноклассника, который, возможно, знает правильный ответ, ты поставишь в неловкое положение.


Поведение на перемене

Перемена – наиболее любимая большинством учеников часть рабочего дня, ведь в эти моменты они фактически предоставлены самим себе. Важно научить ребенка правилам хорошего поведения. Тогда у малыша не будет проблем с администрацией учреждения и, скорее всего, с другими школьниками.

Такое задание возлагается в большей степени на родителей, поскольку это скорее воспитание, нежели обучение. Родителям следует научить малыша принципам вежливого обращения с окружающими, поскольку основные правила поведения пригодятся ребенку даже после окончания школы.

Донести до малыша нужно следующее:

  • Звонок на перемену – исключительно для учителя. Он не имеет права отнять у детей перемену совсем, однако хотя бы из уважения следует дать ему пару минут, чтобы закончить мысль.
  • Сидеть на подоконниках или открывать окна не стоит, даже если очень хочется. Подоконник может не выдержать веса своих «пассажиров» и обрушиться, а открытое окно станет причиной сквозняка и возникших в результате заболеваний. Даже маленькому ребенку должно быть понятно, почему это плохо.


  • В коридоре на перемене возникает огромная вероятность столкновения, поэтому здесь, как и на автомобильной дороге, следует придерживаться правил дорожного движения. Ходить лучше всегда по правой стороне, уровень речевой активности свести до негромкого, чтобы не оглушать окружающих. Не стоит толкать и тем более бить других детей. Для младших школьников актуально и правило, касающееся девочек: невежливо дергать их за волосы.
  • В местах общего пользования - таких, как столовая или туалет, следует придерживаться очереди. Ни в коем случае нельзя выводить из нее стоящих впереди малышей.
  • Недопустимо также мусорить или портить имущество школы, рисовать несанкционированные граффити на стенах.



Как общаться с учителем и другими школьниками?

В школе учат не только общеобразовательные предметы, но и жизнь, в частности особенности поведения в коллективе. Во взаимоотношениях между детьми наиболее часто возникают проблемы, потому что дети по природе своей жестоки, они любят обижать друг друга по причине незрелого возраста. Родители должны объяснить ребенку общие принципы общения: рассказать, что такое этика, как ведется уважительная беседа.

Даже если данный малыш воспитан хорошо, поблизости всегда найдется хулиган, так что ученик должен уметь дать словесный отпор атакующему. Однако и здесь приоритетной должна оставаться культура.

Простые правила включают также уважение собственности других детей. Недопустимо брать их вещи без разрешения. В чужие конфликты влезать не следует, разве что с целью их прекращения.



К учителю нужно относиться с должным уважением. К этому пункту относятся не только своевременно выполненные домашние задания, но и должный этикет. Так поступать следует даже не потому, что преподаватель старше, но в большей степени из-за его более высокого уровня интеллекта, а также в виде благодарности за то, что он делится своими знаниями, делая каждого из своих учеников умнее.

Хотя многие современные компании переходят на обращение друг к другу без отчества, пусть и в уважительной форме, к учителю всегда нужно обращаться на «вы» по имени и отчеству. Более умного человека всегда нужно слушать не перебивая.

Для ребенка учитель должен быть непререкаемым авторитетом, а его задания, имеющие непосредственное отношение к обучению, необходимо выполнять без споров. В качестве дополнительного признака вежливости рекомендуется также вставать, когда учитель входит в класс перед началом урока.


Использование мобильного телефона в школе

Относительно новым явлением в школьном процессе является массовое использование мобильных телефонов, ведь еще полтора десятка лет назад учеников, обладающих такой техникой, можно было пересчитать по пальцам рук. Сегодня даже среди первоклассников сложно найти такого ученика, у которого не было бы гаджета, и это с одной стороны хорошо, поскольку родители имеют полное право знать, где их ребенок, все ли с ним в порядке.

Именно из-за необходимости связи родителей с ребенком школы не могут запретить использование мобильных телефонов вовсе, однако родители должны научить малыша, что в школе гаджет нельзя использовать так же, как дома. Учителя на уроке нужно слушать хотя бы из вежливости, даже если рассказываемая им тема совершенно не интересна, даже если кажется, что она никогда не пригодится в жизни.

Пользоваться телефоном можно только на переменах, а в качестве исключения – и на уроке с разрешения учителя, например, для поиска в сети интернет учебной информации.

Однако даже на перемене не стоит погружаться в цифровые миры с головой, ведь для развития куда более полезным может оказаться опыт живого общения с настоящими людьми.


Основные правила поведения раскрыты в следующем видео.

«Что такое школьный этикет»

Цель занятия: развитие познавательной активности, творческих способностей в процессе учебно-исследовательской деятельности, подготовка к написанию исследовательских работ.

Задачи:

    Познакомить обучающихся с методами исследования, их применением в собственном исследовании

    Развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал.

    Познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.

    Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.

Оборудование:

аудиозапись “Воспи-пи-пи-питание” (Н.Песков – М.Либин), выставка книг об этикете, рисунки на тему “Школьный этикет”, мультимедийный проектор, заготовки матрицы и памятки.

Ход урока

I. Организационный момент.

Воспи-пи-пи-питание” – аудиозапись мелодии.

Сегодня очередное заседание научного общества “Эврика”. Слайд 1.

Вам предстоит работать в группах. Вспомним правила работы в группе.

Выберите капитана. Капитан назначает того, кто будет отвечать в группе.

Предлагаю к рассмотрению тему: “Школьный этикет” Слайд 2.

Ребята, кто из вас знает, что такое этикет?

Во всех общественных местах, которые вы посещаете, в школе, транспорте, в местах массового отдыха и других, а также дома люди ведут себя в соответствии с определенными правилами. Исполняя их, вы вступаете с окружающими людьми в отношения и деловое общение.

II. Целеполагание

Какую цель мы поставим перед собой на занятии?

Цель – определить, что такое школьный этикет. Слайд 3.

Какие задачи мы должны решить, чтобы достичь цели?

Задачи:

1.Изучить литературу
2. Поразмышлять, подумать
3.
Составить рекомендации

III. Выведем гипотезу “Что такое школьный этикет?” Слайд 4.

Может быть…
Предположим …
Допустим …
Возможно …
Что если …

Что такое этикет? Это каждый знает:

То нельзя и се нельзя. Кто же возражает?

Пошутили мы, друзья, в этом нет сомненья.

А теперь серьезное дадим определение

IV. Даем определение

Попробуйте самостоятельно по группам найти в литературе сведения об этикете.

Ребята зачитывают из источников понятие “этикет”, из истории возникновения этикета, виды этикета

    Как описание (из словаря)

1.Этикет - совокупность норм и правил, отражающих представления о должном поведении и формализующих процесс коммуникации людей в обществе. Слово “этикет” впервые было употреблено в современном его значении на приеме при дворе короля Франции Людовика XIV (1638-1715), когда гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться. Слайд 5

В эпоху королевской власти считали, что законы этикета связывали больше, чем статьи конституции. От этих времен остались лишь воспоминания, но бесспорно то, что отсутствие культуры поведения ведет к дополнительным проблемам, неприятностям, создает сложности в жизни.

    Из истории возникновения этикета

2.Первый сборник правил поведения человека появился именно в Древнем Египте . Слайд 5.

В Китае тоже был свод законов о том, как должен вести себя человек за столом, в гостях, дома.

Хорошие манеры нужны были царям и королям, чтобы поражать своим поведением простых людей и управлять ими.

В России написанные правила вежливости появились во времена Петра 1, русского царя. Они назывались “Юности честное зерцало” Слайд 6.

    Виды этикета

3.Речевой этикет, этикет телефонного разговора, этикет в общественных местах, столовый этикет, гостевой этикет, семейный этикет, этикет в тяжелых жизненных ситуациях.

Слайд7,8

К какому виду отнесем школьный этикет?

V. Поиск проблемы:

Предлагаю вам мысленно надеть “думательные” шляпы:

Белая – ответьте на вопрос: соблюдают ли школьный этикет дети нашего класса, школы, а может быть и города, страны? Что вам необходимо знать, чтобы ответить на этот вопрос?

Желтая – з ачем нужен школьный этикет? Каковы будут результаты? Стоит ли это делать?

Зеленая – Что можно предпринять по данной проблеме? Попробуем выделить, какие этикетные нормы нам необходимо укреплять в классе. Слайд 9

Правила этикета помогают разумно и красиво строить свое поведение с другими людьми. Невоспитанный человек создает проблемы в жизни не только себе, но и окружающим его людям. По мнению психологов, удачная карьера человека на 85% зависит от умения общаться и только на 15% – от профессиональных знаний. Данный факт доказывает, что невозможно добиться успеха, игнорируя требования этикета и пренебрегая законами делового взаимодействия.

VI. Классификация

    Сказочных героев ( Слайд10, 11) :

Как вы думаете, что может объединять этих героев?

Какой герой на ваш взгляд лишний? Почему?

Разделите на группы сказочных персонажей. Проводим аукцион идей.

    Рисунков на тему “Школьный этикет”

Что общего на рисунках?

На какие группы можно разделить рисунки?

VII. Матрица для оценки идеи “Школьный этикет”

Как вы считаете, какие можно выделить группы правил, которые войдут в школьный этикет? Называют правила.

Заполните таблицу, пожалуйста:

Школьный этикет

Знаете

Не знаете

Хотите узнать

Соблюдаете всегда

Не соблюдаете

Приход и уход из школы

Внешний вид

Деловое поведение на уроке

Содержание учебных вещей

Поведение на перемене

Этикет движений

Правила поведения в столовой

VIII. Развитие умения высказывать суждения и делать умозаключения(Слайд 12):

    Разыгрывание этических ситуаций, объяснение с точки зрения разных героев.

    Ира рассказывает Полине про свою, как она говорит, бывшую подругу Машу: “Ты знаешь, Поля, эта Маша такая неразговорчивая, никуда не ходит, ни с кем не общается – все учит свои уроки! Не буду я с ней дружить. Надоела она мне со своей учебой, завтра же от нее отсяду!” В этот момент Полина вспоминает: “Кстати, Ира! А ты подготовилась к завтрашней контрольной работе по математике?” Ира меняется в лице, ее лицо приобретает выражение Лисы Патрикеевны: “ Ой! Я совсем забыла… До завтра!” “Ты куда?” – спрашивает Полина девочку. “ Мне нужно позвонить Машеньке, она такая умничка. Спрошу, как идет подготовка к контрольной. Не с тобой же мне завтра садиться!”

    Приходит утром Максим в школу. У дверей его класса стоит учитель. Максим, увидев его, обрадовался, подбежал к нему и начал рассказывать, какой он вчера интересный фильм смотрел.

    Девочка жалуется маме возмущенно: “В классе мальчишка такой невежа, зовет меня: “Ритка”. “А как ты его зовешь?” – спросила мама. “Я его вообще никак не зову”, – ответила Рита. Я ему просто кричу: Эй, ты!”

IX. Развитие умения создавать тексты:

Будьте добры , д авайте обобщим все, что сегодня узнали о школьном этикете. Прием “Паучок” (Слайд 13).

Школьный этикет включает в себя внешний вид речь движения поведение ученические обязанности выполнять всегда на уроке на перемене в столовой в библиотеке

Мы обязаны быть вежливыми и предупредительными всегда и в любых ситуациях, не ставить себя и свои интересы на первое место, считаться с желаниями и настроением другого человека, как сверстника, так и взрослого, помнить про свои ученические обязанности.

Составим памятку правил школьного этикета для младших школьников

Премудрости школьного этикета”

Предложите правила вежливого поведения в школе (Можно использовать заготовки)

    В школу надо приходить без______________________

    В общении со всеми употребляйте _____________слова

    У учащегося должны быть чистыми не только лицо, руки, кожа, но и чистая _______________

    Надевайте в школу ________одежду

    Учащийся поддерживает чистоту и порядок на __________

    Нельзя мешать другим на уроке, громко ____________

    Когда уходите из класса, заканчивая учебный день, попрощайтесь с ________________

X. Рефлексия. Прием “Опорные слова”

Мы работали … работали усердно
Мы считаем … помогали друг другу
Нам понравилось … были активны
выдвигали новые идеи
Мы думаем … заслужили похвалу, награду
серьезно подошли к проблеме

А как вы считаете, стоит ли еще раз возвращаться к этой теме? Все ли вы узнали?

Мы продолжим разговор про этикет на “Празднике вежливых ребят”.

Литература:

    Кобзева В.В. Этикет в вопросах и ответах. Классный руководитель №7 – 2001. Начало в № 1, 2, 3, 6. 2001.

    Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-изд., испр. и доп. – Самара: Издательство “Учебная литература”, 2007. – 208 с.

    Смирнов Н.А. Этика и этикет младших школьников: Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов/ред. Л.В.Кузнецова, Г.С.Семенов – М.:Школьная Пресса. 2002. – 112с.

    Персидская и др.Классные часы в 1 – 4 классах/. – Волгоград: Учитель, 2007. – 204 с.

    Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах: в помощь учителю М.:Школа-Пресс. 1998. -186с.

    Интернет http://www.google.ru/imglanding

Иванова Екатерина

Изучена история возникновения этикета. Выявлено, из чего состоит школьный этикет. Определены основные правила школьного этикета. Создана памятка для учащихся.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Приложение

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ (ПОЛНАЯ) ШКОЛА п. ЛЫХМА»

Проект в номинации «Первые шаги»

Тема проекта:

«Школьный этикет»

Иванова Екатерина Сергеевна

Класс 1

Научный руководитель проекта:

Постнова Светлана Юрьевна

Место работы: МОСШ п.Лыхма

Должность: учитель начальных классов

п. Лыхма

2013 год

Введение………………………………………………………………………………….3

Глава I. Школьный этикет…………………………………………………………...4 - 8

  1. История возникновения этикета………………………………………….……4
  2. Из чего состоит школьный этикет……………………………………………..4
  3. Правила школьного этикета…………………………………………………5 - 8

Глава II. Мои исследования………………………………………………………...9 - 10

Заключение……………………………………………………………………………...11

Литература………………………………………………………………………………12

Приложение………………………………………………………………………...13 - 20

ВВЕДЕНИЕ

Мы стали школьниками. Учимся в первом классе и уже многое узнали, в том числе и о правилах поведения в школе. Но нередко можно увидеть, как мои одноклассники ссорятся, обзывают и обижают друг друга, дерутся. Мы понимаем, что это неправильно. Как же должны общаться дети, чтобы не поссориться? Что такое вежливость и хороший тон? От чего зависит воспитанность человека?

Каждый из нас хочет иметь верных друзей, быть всегда желанным гостем и всеобщим любимцем. А для этого нужно знать и выполнять правила этикета, в том числе школьного.

Проблема заключается в том, что школьники младших классов еще плохо знают школьный этикет и не всегда выполняют его правила, что приводит к ссорам и обидам.

Цель работы: выяснить, что такое школьный этикет.

Задачи:

  1. изучить литературу и другие информационные источники об этикете;
  2. определить составляющие школьного этикета;
  3. провести тестирование и анкетирование одноклассников;
  4. составить памятку правил школьного этикета для младших школьников.

Объект исследования – взаимоотношения между людьми, предмет исследования – школьный этикет.

Гипотеза: зная правила школьного этикета, можно разумно и красиво строить свое поведение с другими людьми. Невоспитанный человек создает проблемы в жизни не только себе, но и окружающим его людям.

В процессе исследования использовались следующие методы : анализ литературы и других информационных источников, беседа, наблюдение, анкетирование, тестирование.

Работа над проектом включает следующие этапы :

1) Подготовительный (декабрь) :

Поиск информации в Интернете и других источниках;

2) Основной (январь):

- анализ полученной информации;

Наблюдение за поведением одноклассников;

Тестирование;

Анкетирование;

Подготовка к презентации проекта.

3) Заключительный (февраль):

Презентация проекта на школьной научно-практической конференции.

Предполагаемый результат работы над проектом:

  1. Расширение и углубление знаний о школьном этикете.
  2. Составление памятки правил школьного этикета для младших школьников.
  3. Создание презентации на тему «Школьный этикет».

По своей структуре работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения, презентации.

ГЛАВА I. Школьный этикет

  1. История возникновения этикета

Слово «этикет», в переводе с французского, обозначает ярлык, этикетка, порядок

проведения какой-то церемонии.

Этикет - это нормы и правила о должном поведении людей в обществе.

Слово “этикет” впервые было употреблено в современном его значении на приеме при дворе короля Франции Людовика XIV (1638-1715 г.г.), когда гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться.

В эпоху королевской власти законы этикета связывали больше, чем статьи конституции. Это было очень давно, но отсутствие культуры поведения и сегодня ведет к дополнительным проблемам, неприятностям, создает сложности в жизни.

Первый сборник правил поведения человека появился в Древнем Египте . В Китае тоже был свод законов о том, как должен вести себя человек за столом, в гостях, дома. Хорошие манеры нужны были царям и королям, чтобы поражать своим поведением простых людей и управлять ими.

В России написанные правила вежливости появились во времена Петра 1, русского царя. Они назывались “Юности честное зерцало” (Приложение 1) .

Правила этикета необходимы и в современном мире, они помогают разумно и красиво строить свое поведение с другими людьми. Невоспитанный человек создает проблемы в жизни не только себе, но и окружающим его людям. По мнению психологов, удачная карьера человека на 85% зависит от умения общаться и только на 15% – от профессиональных знаний. Данный факт доказывает, что невозможно добиться успеха, если не соблюдать этикет и пренебрегать законами делового взаимодействия.

1.2. Из чего состоит школьный этикет

Мы обязаны быть вежливыми и предупредительными всегда и в любых ситуациях, не ставить себя и свои интересы на первое место, считаться с желаниями и настроением другого человека, как сверстника, так и взрослого, помнить про свои ученические обязанности.

Существуют различные виды этикета: речевой этикет, этикет телефонного

разговора, этикет поведения в общественных местах, столовый этикет, гостевой этикет, семейный этикет, этикет в тяжелых жизненных ситуациях.

Школьный этикет мы можем отнести к этикету поведения в общественных местах.

Школьный этикет включает в себя внешний вид (опрятность в одежде, внешний вид учебных принадлежностей, порядок на рабочем месте), манеру общения (речь), поведение в школе (на уроке, перемене, в столовой, в библиотеке), отношение к чужой собственности, взаимопомощь и дружбу (Приложение 2) .

Конечно, школа – дом родной для всех ребят,

Но, как известно, она ещё для нас с тобой,

Дружок, общественное место.

Здесь существует с давних лет особый школьный этикет.

И помнит каждый школьник пусть:

Он должен знать об этикете,

А первоклассник наизусть

Заучит пусть законы эти.

  1. Правила школьного этикета
  1. ВНЕШНИЙ ВИД. ПОРЯДОК

а) Внешний вид – наша визитная карточка

Лисичка в школу собиралась

И как для бала одевалась:

Наряд блестел, переливался -

Весь класс гурьбой смотреть сбежался:

Какое платье! Загляденье!

Да! Но при чём же здесь ученье?!

Ведь в школе всем учиться надо,

А не рассматривать наряды.

Здесь, чтоб не отвлекать друзей,

Носи одежду поскромней.

ПРАВИЛА:

  • Идя в школу, ученики должны выглядеть не только чисто и опрятно, но и скромно.
  • Школьную форму надо содержать в порядке. Она должна быть чистой и отглаженной. Форма для девочек – это светлая блузка, тёмная юбка или брюки. Для мальчиков – однотонная рубашка, брюки, пиджак.
  • Сменная обувь должна быть обязательно в любое время года.
  • Причёска должна соответствовать деловому стилю. Девочки не носят волосы распущенными, у мальчиков короткая стрижка.
  • На урок физкультуры надо ходить в спортивной форме и спортивной одежде.

б) Бережное отношение к школьному имуществу:

Волчонок в классе развлекался,

На стуле без конца качался,

На стенах мелом рисовал

И дверь ногою открывал,

Его ребята окружили,

Волчонку строго объяснили:

Нам школа – это дом второй,

Всему здесь учат нас с тобой,

И мы беречь её должны –

Нам хулиганы не нужны!

ПРАВИЛА:

  • не писать на партах и стенах;
  • не ломать мебель;
  • не раскрашивать стены, стенды, таблички и т.д.;
  • убирать за собой мусор, пользоваться урнами, как воспитанные люди;
  • не плевать на пол

в) Аккуратное обращение с учебными принадлежностями

Главный помощник в учёбе – учебник.

Он молчаливый и добрый волшебник,

Знания мудрые вечно хранит.

Ты береги его праздничный вид!

Сразу в обложку его оберни,

Ручкой не пачкай, не рви и не мни.

Славный учебник научит всему -

Будь благодарен за это ему!

ПРАВИЛА:

  • учебники и тетради должны быть обёрнуты;
  • складывать их надо аккуратно, не помяв листы;
  • на столе должен быть порядок
  1. МАНЕРА ОБЩЕНИЯ.

Разговор бывает разным. Он может быть деловым и дружеским, интересным и скучным, веселым и грустным, серьезным и шутливым, душевным и строгим. Но во всех случаях разговор или манера общения должна быть вежливой, доброжелательной. Итак, нужно уметь вести любой разговор.

В Древней Руси в 12 веке Владимир Мономах учил вести беседу так: «При старших молчать, мудрых слушать, без лукавого умысла беседовать, побольше вдумываться, не осуждать речью, не много смеяться» (Приложение 1) .

ПРАВИЛА:

  • придя в школу, поприветствовать не только своего учителя, но и всех взрослых, работающих в школе, сказав каждому: «Здравствуйте!»; Обращаясь к одноклассникам, можно сказать: «Привет!», «Пока!»;
  • при обращении друг к другу надо быть вежливым, не грубить, не употреблять непристойных выражений;
  • обращаться друг к другу по имени;
  • улыбаться, не ходить с кислыми лицами;
  • не повышать голос и не кричать;
  • не говорить плохое о людях, которые тебя окружают;
  • уметь испытывать радость от успеха своего одноклассника;
  • уметь относиться с сочувствием к несчастью и переживаниям своего одноклассника;
  • не быть навязчивыми в общении;
  • проявлять уважение к старшим, заботиться о младших.

3. ПОВЕДЕНИЕ В ШКОЛЕ.

а) Приход в школу

Володя Дёмин всякий раз

У нас опаздывает в класс.

Уже давно урок идёт,

А он по лестнице ползёт,

У двери 5 минут вздыхает,

Всех от занятий отвлекает.

ПРАВИЛА:

  • приходить в школу за 15-20 минут до начала занятий;
  • заранее приготовиться к нужному предмету и спокойно ждать учителя;
  • нельзя прогуливать уроки;
  • нельзя пользоваться во время уроков телефонами и плеерами.

б) Поведение на уроке

Один совет ученикам:

Когда учитель входит к вам,

Пусть каждый ученик встаёт,

Чтоб оказать ему почёт.

Учитель скажет вам: «Садитесь!»

На место тихо опуститесь.

ПРАВИЛА:

  • если хочешь ответить, подними руку, не кричи и не вскакивай с места;
  • нельзя во время урока кушать и жевать жевательную резинку;
  • нельзя разговаривать во время урока с соседом по парте, смеяться, заниматься посторонними делами, мешать учителю проводить урок;
  • нужно уважать учителя.

Сидит за партою Лисица,

Но ей спокойно не сидится.

Она, то шубку поправляет,

То время на часах сверяет,

То обернётся посмотреть,

Вся извертелась, искрутилась

И ничему не научилась.

Вот потому-то, как Лисица,

Вам отвлекаться не годится.

в) Поведение на перемене

Носятся на перемене

Гриша с Федей, как олени.

Всех толкают, задевают

И кричать не забывают.

У стены весь класс стоит,

Голова у всех болит.

ПРАВИЛА:

  • не бегать на перемене, расталкивая всех локтями,
  • не кричать;
  • нельзя обижать тех, кто младше и не стоит задирать старшеклассников.

г) Поведение в столовой

Надо помнить о правильном поведении в столовой, заходить в столовую в верхней одежде и с портфелем (рюкзаком) нельзя.

Звонок! Все дружною гурьбой

В столовую летят стрелой.

А здесь есть правила свои.

Запомни их и повтори!

Ешь аккуратно, не спеши,

Не брызгай, на пол не кроши,

Хлеб береги и уважай,

Его повсюду не бросай,

Поел – и убери, друг мой,

Свою посуду за собой.

д) Поведение в библиотеке

ПРАВИЛА:

  • не входить в библиотеку в верхней одежде и с портфелем;
  • разговаривать тихо;
  • с книгами обращаться аккуратно;
  • сдавать книги вовремя.
  1. ЗАКОН О СОБСТВЕННОСТИ.
  • Личные вещи – это вещи, принадлежащие одному человеку.
  • Общие вещи – это вещи, принадлежащие группе людей.
  • Чужие вещи можно брать только с разрешения хозяина.
  • Нельзя передавать чужую личную вещь никому!
  • Материальную ответственность несет тот, кто взял чужую личную или общую вещь.
  1. ВЗАИМОПОМОЩЬ. ДРУЖБА.

Взаимопомощь - это проявление заботы о другом человеке. В классе мы должны выручать друг друга в трудных ситуациях, помогать друг другу, если что-то не получается.

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если когда-то, кому-то

Поможет твоя доброта,

Ты счастлив, что день

Не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря!

Главным в школьной жизни является умение дружить. Мы должны помнить ПРАВИЛА крепкой дружбы:

  • если товарищ попал в беду, помоги ему;
  • поделись с товарищем тем, что у тебя есть;
  • останови товарища, если он делает что-то плохое;
  • будь верен в дружбе.

ГЛАВА II. Мои исследования

Изучая школьный этикет, я нашла много детских стихотворений, сказок, интересных историй, которые в шутливой форме рассказывают о правилах поведения детей в школе (Приложение 3).

Оказывается, что нормы этикета отражены в пословицах и поговорках русского народа (Приложение 4)

Чтобы выяснить, знают ли мои одноклассники правила этикета, я провела анкетирование (Приложение 5).

Присутствовало 15 человек. Результаты анкетирования показали следующее:

Школьный этикет

Знаете

Не знаете

Хотите узнать

Соблюдаете всегда

Не всегда соблюдаете

Приход и уход из школы

12 чел.

3 чел.

10 чел.

5 чел.

Внешний вид

13 чел.

1 чел.

10 чел.

5 чел.

Деловое поведение на уроке

10 чел.

1 чел.

3 чел.

5 чел.

10 чел.

12 чел.

1 чел.

1 чел.

8 чел.

7 чел.

Поведение на перемене

10 чел.

4 чел.

5 чел.

10 чел.

Этикет движений

8 чел.

6 чел.

8 чел.

7 чел.

Правила поведения в столовой

12 чел.

2 чел.

6 чел.

9 чел.

По результатам анкетирования можно сделать вывод, что:

Большинство первоклассников знакомы с правилами поведения в школе (примерно 85 % учащихся);

Некоторые дети хотят подробнее познакомиться со школьным этикетом (примерно 22 % учащихся);

Трое учеников признались, что не знают отдельные правила школьного этикета (внешний вид, деловое поведение на уроке, содержание учебных вещей);

Часть детей соблюдают правила школьного этикета всегда (примерно 53 % учащихся);

Некоторые дети, хоть и знают эти правила, но соблюдают их не всегда (примерно 46 % учащихся).

В завершении своей работы я решила узнать, умеют ли мои одноклассники дружить. Для этого предложила ребятам выполнить тест «Умение дружить» (Приложение 6) .

Присутствовало в классе 15 человек. Результаты тестирования показали, что:

Умеют дружить 6 человек нашего класса;

Еще немного нужно поработать над собой, чтобы стать хорошим товарищем - 7 человек;

Серьезно задуматься над своим поведением стоит 2 первоклассникам.

Итак, проведя исследования, я поняла, что изучать школьный этикет необходимо.

В помощь ребятам по изучению правил школьного этикета была предложена памятка «Премудрости школьного этикета» (Приложение 7)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наблюдая за нашими ребятами в течение работы над проектом, проведя анкетирование и тестирование по вопросам этикета, я сделала вывод, что, в целом, в нашем классе учатся неплохие ребята, но некоторым из них стоит изучить правила школьного этикета и стараться им следовать. Ведь правила школьного этикета учат дружбе, взаимопомощи, взаимоуважению, позволяют нам решать спорные вопросы, быть вежливыми и тактичными.

Надо помнить всем всегда:

«Вежливость всегда права!»

Итогом моей работы является памятка «Премудрости школьного этикета» и презентация на тему «Школьный этикет».

Считаю, что с помощью данного проекта можно изменить манеру общения школьников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • Кобзева В.В. Этикет в вопросах и ответах. Классный руководитель №7 – 2001. Начало в № 1, 2, 3, 6. 2001.
  • Марина Собе-Панек. Хорошие манеры «Планета детства». ЗАО «Премьера», 2000г.
  • Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-изд., испр. И доп. – Самара: Издательство “Учебная литература”, 2007. – 208 с.
  • Смирнов Н.А. Этика и этикет младших школьников: Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов/ред. Л.В.Кузнецова, Г.С.Семенов – М.:Школьная Пресса. 2002. – 112с.
  • Персидская и др.Классные часы в 1 – 4 классах/. – Волгоград: Учитель, 2007. – 204с.
  • Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах: в помощь учителю М.:Школа-Пресс. 1998. -186с.
  • http://www.google.ru/imglanding

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Людовик XIV Владимир Мономах

Пётр I «Юности честное зерцало»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Составляющие шкоьного этикета

Внешний вид учеников

Порядок в классе и школе

Манера общения

Поведение в школе

Дружба. Взаимопомощь

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Этикет в стихах, сказках, играх

Сидит за партою Лисица,

Но ей спокойно не сидится

Она, то шубку поправляет,

То время на часах сверяет,

То обернётся посмотреть,

Что пишет в дневнике Медведь.

Вся извертелась, искрутилась

И ничему не научилась.

Вот потому-то, как Лисица,

Вам отвлекаться не годится.

Учитель в классе – самый главный,

Он добрый друг, наставник славный,

И он научит вас всему,

Вам надо помогать ему.

Его не надо отвлекать-

Хихикать громко и болтать.

Ведь, если вы шалить начнете

И зря учителя прервете,

То он порядок наведет,

Но время даром пропадет!

И отвечайте на вопросы,

Когда он вас о чем-то спросит,

Уроки каждый день учите,

Чтобы доволен был учитель.

Каждый день в большом пакете

Бутерброды носит Петя.

И когда в один присест

Всё среди урока съест,

Принимается за жвачки.

Лучше бы решал задачки.

Перевозчиковой Свете

Первой хочется ответить,

Крикнуть громко с места прямо

И казаться умной самой.

Класс она не уважает,

Отвечать другим мешает.

Лена с Валей на уроке

Обсуждали рот и щёки

Рукавишниковой Аллы.

Всю себя разрисовала!-

Так две подружки хохотали,

Ответить никому не дали.

Весь урок Наташка с Лизкой

Пишут Владику записки:

С кем подружиться хочет он?

Потом кидают с двух сторон.

Учителя не слушал класс,

Следил за ними целый час.

«Да интересный был урок,-

Сказал Антону Игорёк.

При помощи простых зеркал

Да Винчи город защищал!»

Но промолчал в ответ Антон,

Он весь урок считал ворон.

Не хотят общаться с Сашей

Все ребята в школе нашей.

Он и к старшим пристаёт,

И ребят помладше бьёт.

Никому прохода Саша

В нашей школе не даёт.

Юра не пошел в коридор, а сидел за своей партой, читая какую-то книгу. Подошла Лена:

Юра, интересная у тебя книга?

Юра захлопнул книжку и ударил Лену по голове.

А тебе какое дело? Вот не будешь приставать с дурацкими вопросами.

Что вы думаете о поведении Юры? Как на его месте должен поступить воспитанный мальчик?

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если когда-то, кому-то

Поможет твоя доброта,

Ты счастлив, что день

Не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря!

Аварская сказка.

Жила мать, растила сыновей. Повзрослев, отправились они в мир. И каждому она дала совет, как верного друга выбрать. Одному сказала: нарочно отстань в пути, а спутнику крикни: подпруга, мол, у коня ослабла, поезжай, догоню. Уедет, не предложит помощь – не товарищ он тебе.

Другому сказала: проголодаешься, достанешь лепешку, протянешь спутнику, чтобы делил. Возьмет себе большую часть лепешки, а меньшую отдаст – жаден, не иди с ним.

Во дворе и школьном классе,

Дома и когда в гостях,

Прост и вежлив оставайся –

Это вовсе не пустяк.

Этикет – не этикетка

И не новенький костюм:

Это жизненная сметка,

И воспитанность, и ум.

Он всегда и всюду нужен,
На любой твоей тропе.

С этикетом если дружен,

Не окажешься в беде.

Надо помнить всем всегда:

«Вежливость всегда права!»

Игра

«Вежливо – невежливо»

Поздороваться при встрече

вежливо

Толкнуть, не извиниться

Невежливо

Помочь подняться, поднять упавшую вещь

вежливо

Кричать на уроке

невежливо

  • При покупке продавцу сказать спасибо

вежливо

  • Не уступить место пожилому человеку

невежливо

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Этикет в пословицах

1. Чего вдругом не любишь, того и сам не делай.

2. Береги платье снову, а честь смолоду.

3. В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

4. Мил тот гость, что недолго гостит.

5. Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Анкета «Знаешь ли ты школьный этикет?»

Школьный этикет

Знаете

Не знаете

Хотите узнать

Соблюдаете всегда

Не всегда соблюдаете

Приход и уход из школы

Внешний вид

Деловое поведение на уроке

Поведение на перемене

Этикет движений

Правила поведения в столовой

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Тест «Умение дружить»

  1. Замечаешь ли ты, какое настроение у ребят, когда приходишь в класс?
  2. Приятно ли тебе называть одноклассников по имени?
  3. Во время ссоры ты стараешься обидеть одноклассника?
  4. Если кого-то из ребят незаслуженно обвинил учитель, ты заступишься за одноклассника?
  5. Если одноклассник попросил в чем-то помочь ему, ты согласишься?

/ да-1 балл/

Ключ к тесту:

4 - 5 баллов - ты хороший товарищ;

3 балла - ещё немного присмотрись к себе, у тебя все получится;

1-2 балла - все зависит только от тебя, хочешь быть лучше – измени себя сам.

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Памятка «Премудрости школьного этикета»

  • В школу приходи без опозданий.
  • В общении со всеми употребляй вежливые слова.
  • Надевай в школу деловую ученическую одежду.
  • Поддерживай чистоту и порядок на своем рабочем месте.
  • Не мешай другим на уроке, не разговаривай и не отвлекайся.
  • На переменах не бегай, не обижай младших, не задирай старших.

    Объект исследования- взаимоотношения между людьми; предмет исследования – школьный этикет.

    Гипотеза: Невоспитанный человек создает проблемы в жизни не только себе, но и окружающим его людям.

    Этикет – это нормы и правила о должном поведении людей в обществе. Людовик XIV Пётр I «Юности честное зерцало»

    Виды этикета

    Школьный этикет Внеш - ний вид. Порядок Манера общения Поведе-ние в школе Отноше-ние к чужой собствен- ности Взаимопомощь. Дружба

    Внешний вид – это наша визитная карточка Ученики должны выглядеть не только чисто и опрятно, но и скромно. Школьная форма должна быть чистой и отглаженной. Форма для девочек – это светлая блузка, тёмная юбка или брюки. Для мальчиков – однотонная рубашка, брюки, пиджак. Сменная обувь должна быть обязательно в любое время года. Причёска должна соответствовать деловому стилю. Девочки не носят волосы распущенными, у мальчиков короткая стрижка. На урок физкультуры надо ходить в спортивной форме и спортивной одежде.

    НЕОБХОДИМО бережно относиться к школьному имуществу: не писать на партах и стенах; не ломать мебель; не раскрашивать стены, стенды, таблички и т.д.; убирать за собой мусор, пользоваться урнами, как воспитанные люди; не плевать на пол. аккуратно обращаться с учебными принадлежностями: Учебники и тетради должны быть обёрнуты; Складывать их надо аккуратно, не помяв листы; На столе должен быть порядок.

    Манера общения Придя в школу, следует поприветствовать не только своего учителя, но и всех взрослых, работающих в школе. Обращаясь к одноклассникам, можно сказать: «Привет!», «Пока!» При обращении друг к другу надо быть взаимно вежливым: не грубить, не употреблять непристойных выражений, не кричать. Обращаться друг к другу по имени. Улыбаться, не ходить с кислыми лицами. Не говорить плохое о людях, которые тебя окружают. Уметь испытывать радость от успеха своего одноклассника. Уметь относиться с сочувствием к несчастью и переживаниям своего одноклассника. Не быть навязчивыми в общении. Проявлять уважение к старшим, заботиться о младших.

    Поведение в школе Приходить в школу за 15-20 минут до начала занятий. Заранее приготовиться к нужному предмету и спокойно ждать учителя. Нельзя прогуливать уроки. Нельзя пользоваться во время уроков телефонами и плеерами. Если хочешь ответить, подними руку, не кричи и не вскакивай с места. Нельзя во время урока кушать и жевать жевательную резинку. Нельзя разговаривать во время урока с соседом по парте, смеяться, заниматься посторонними делами, мешать учителю проводить урок. Нужно уважать учителя.

    Поведение на перемене Не бегать на перемене, расталкивая всех локтями, не кричать; нельзя обижать тех, кто младше, и не стоит задирать старшеклассников. Поведение в столовой Нельзя заходить в столовую в верхней одежде и с портфелем (рюкзаком). Поведение в библиотеке Не входить в библиотеку в верхней одежде и с портфелем. Разговаривать тихо. С книгами обращаться аккуратно. Сдавать книги вовремя.

    Закон о собственности Личные вещи – это вещи, принадлежащие одному человеку. Общие вещи – это вещи, принадлежащие группе людей. Чужие вещи можно брать только с разрешения хозяина. Нельзя передавать чужую личную вещь никому! Материальную ответственность несет тот, кто взял чужую личную или общую вещь.

    Взаимопомощь – это проявление заботы о другом человеке. ПРАВИЛА КРЕПКОЙ ДРУЖБЫ Если товарищ попал в беду, помоги ему. Поделись с товарищем тем, что у тебя есть. Останови товарища, если он делает что-то плохое. Будь верен в дружбе.

    Мои исследования № Школьный этикет Знаете Не знаете Соблюдаете всегда Соблюдаете не всегда 1 Приход и уход из школы 12 чел. - 11 чел. 4 чел. 2 Внешний вид 13 чел. 1 чел. 10 чел. 5 чел. 3 Деловое поведение на уроке 10 чел. 1 чел. 5 чел. 10 чел. 4 Содержание учебных вещей 12 чел. 1 чел. 9 чел. 6 чел. 5 Поведение на перемене 10 чел. - 5 чел. 10 чел. 6 Этикет движений 8 чел. - 8 чел. 7 чел. 7 Правила поведения в столовой 12 чел. - 6 чел. 9 чел.

    Результаты тестирования на тему «Умение дружить» На тестировании присутствовало 15 первоклассников. Результаты тестирования: - умеют дружить - 6 человек; - еще немного нужно поработать над собой, чтобы стать хорошим товарищем - 7 человек; - серьезно задуматься над своим поведением стоит 2 ученикам.

    Памятка «Премудрости школьного этикета» В школу приходи без опозданий. В общении со всеми употребляй вежливые слова. Надевай в школу деловую ученическую одежду. Поддерживай чистоту и порядок на своем рабочем месте. Не мешай другим на уроке, не разговаривай и не отвлекайся. На переменах не бегай, не обижай младших, не задирай старших. Когда уходишь из класса, заканчивая учебный день, попрощайся с учителем и одноклассниками.

    Спасибо за внимание

Современный этикет - это целый комплекс правил поведения и хороших манер, который учит, как нужно знакомиться, здороваться, как вести себя в общественных местах, как ходить в гости, как правильно накрывать на стол и вести себя во время приема пищи и так далее. Правила этикета в школе начинают прививать с самого детства.

Общие для учащихся

1. В школу нужно приходить заранее, примерно за 15 минут до уроков.

2. Внешний вид должен соответствовать учебному заведению, одежда должна быть чистой и опрятной.

3. У учащегося с собой всегда должна быть сменная обувь, которую, как и верхнюю одежду, нужно снимать в школьном гардеробе.

4. Перед началом урока ученик должен подготовить все необходимое к предстоящему уроку, проверить наличие дневника, ручки, тетради, учебника и так далее.

5. Строго запрещено проносить на школьную территорию любой вид оружия, алкоголь, сигареты, наркотические и ядовитые вещества и тому подобное.

6. Нельзя без спроса покидать учебное заведение во время уроков и переменок. Пропуск занятий по уважительным причинам должен быть подтвержден справкой от врача (в случае болезни), либо объяснительной запиской от родителей.

7. Правила поведения учащегося в школе базируются на принципах уважения к более старшим по возрасту и заботливом отношении к учащимся младших классов.

8. Учащимся необходимо беречь и сохранять в первозданном виде школьное имущество, в том числе мебель, книги и так далее.

Поведение учащихся во время урока

Учащиеся непосредственно на самом уроке также должны соблюдать определенные правила вежливого поведения в школе. Как только преподаватель заходит в кабинет, ученики стоя приветствуют учителя либо другого взрослого, заглянувшего в класс. Во время урока вести себя нужно прилично, не шуметь, не кричать, не заниматься посторонними делами, тем более без разрешения не покидать свое рабочее место и не гулять по классу. В случае возникновения необходимости все же выйти из класса, предварительно необходимо спросить разрешения у учителя. Правила поведения детей в школе одинаковы абсолютно для всех. Если нужно о чем-либо спросить преподавателя, нужно поднять сначала руку, а не выкрикивать с места.

Такие простые правила

Ученик должен стараться выражать свои мысли при ответе четко, ясно и понятно, используя все необходимые для этого наглядные материалы. В день, когда в расписании занятий есть такой предмет, как физическая культура и здоровье, с собой необходимо иметь спортивную форму и обувь. Заходить в спортзал можно только с позволения учителя. Учащиеся, которые по различным причинам освобождены от уроков физкультуры, все равно должны быть в спортзале. Считается, что звонок в конце урока звенит для преподавателя, а учащиеся покидают класс после объявления учителя о завершении занятия.

Школьный этикет

Правила этикета в школе обязуют иметь это касается одежды, прически, разумного использования косметических средств и аксессуаров. Школьный этикет подразумевает доброжелательное отношение учащихся друг к другу. Вежливые учащиеся приветствуют и здороваются со всеми учителями, а не только с теми, с кем знакомы лично. Друг друга следует называть по имени, не использовать обидные прозвища.

Правила поведения учащегося в школе подразумевают также самодисциплину. Мусорить на территории учебного заведения (и не только) запрещается, для этого существуют урны. Культурно нужно вести себя не только на уроках, но и на переменах. Бегать, кричать и толкаться запрещается, следует осторожно вести себя на лестницах. Цивилизованно должны вести себя дети также в столовой, кушать только в отведенном для этого месте, а после трапезы убирать за собой посуду.

Правила этикета в начальной школе

Уроки этикета в начальной школе обязательно включаются в план по воспитательной работе с учащимися. Очень важно с самого детства прививать ребенку основы правильного поведения в той или иной ситуации. Неотъемлемой составляющей поведения должно быть взаимоуважение. Начиная с первого класса детей учат быть благодарными, знакомят со словами «спасибо» и «пожалуйста». Этикет предполагает уважительное отношение к старшим, обращение к которым должно быть обязательно на «Вы».

Существует также так называемый Если ребенок звонит своему преподавателю или классному руководителю, первым делом нужно поздороваться и назвать свое имя. В где обычно много людей, по телефону стоит разговаривать, не привлекая к себе большого внимания, а в таких местах, как музей, театр или кинозал, мобильник вообще лучше отключить.

  • Чтобы комфортно чувствовать себя на уроках, обязательно нужно выполнять заранее заданное на дом задание.
  • Школьный дневник лучше иметь заполненным на две недели вперед, вести его нужно аккуратно и держать на парте во время уроков.
  • Сумку или школьный рюкзак должны быть собраны заранее, обязательно проверить наличие учебников, тетрадей, ручек и карандашей и других необходимых вещей.
  • Мобильник во время занятий должен быть выключен или поставлен на беззвучный режим. Позвонить или отправить смс можно и на перемене.
  • Прилично вести себя нужно не только на уроках, но и на улице, дома и в общественных местах. Это не просто правила поведения учащегося в школе, которые нужно соблюдать, это должно стать неотъемлемой частью личности образованного современного человека.
  • Покидать школу без ведома и позволения учителя или медсестры строго-настрого запрещается.
  • Опрятным нужно быть всегда, чистоту следует поддерживать во всем, в своем внешнем виде, на рабочем месте.
  • В обязанности ученика входит дежурство в классе в порядке очереди. Выполнять эту обязанность стоит добросовестно.
  • На время перемены из класса лучше выйти и дать возможность учителю проветрить помещение. Это, кстати, очень хороший способ пройтись и размяться

Уроки этикета: в школе и в жизни

Этикет в школе - это не только свод правил, которые необходимо соблюдать в школьных стенах. В первую очередь это формирование и развитие навыков культурного общения, это уроки учтивости, внимательности и доброты. Эти качества просто необходимы для развития полноценной гармоничной личности в будущем.

Правила этикета в школе включают в себя правильное отношение к разным группам людей. Всем известно, что дам следует пропускать в первую очередь, а женщинам в положении, а также пожилым людям и инвалидам стоит уступать место в общественном транспорте. Этикет в школе и вне ее соблюдать следует также и взрослым, ведь именно на них в первую очередь равняются дети.

Чтобы учеба приносила полезные знания и радость общения, необходимо соблюдать определенные правила этикета в школе, которые сделают комфортным пребывание в стенах учебного заведения всех участников учебного процесса.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Простое мороженое из зефира и сливок
Готовим запеканку из кабачков в мультиварке Запеканка из кабачков в мультиварке поларис 0517
Домашние молдавские мититеи Молдавские котлеты мититеи