Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Какие тайны и секреты хранит афон. Тайны афона и пояс богородицы. Как только корабль приблизился к берегу, языческие храмы рухнули, а мраморные идолы человеческим языком возвестили прибытие на полуостров Богородицы

Афонский полуостров (длиной примерно 80, шириной -12 км), омываемый водами Эгейского моря и расположенный на северо-западе Греции, неподалеку от города Салоники, имеет исключительное значение для судеб Православия и всего мира. Это -древняя цитадель монашества, которая по праву носит название Святой Горы.

Первые иноки поселились здесь полтора тысячелетия тому назад. Постепенно, промыслом Божиим, Афон становится местом жительства одних лишь монахов, особой монашеской "республикой"с собственными органами самоуправления и границами, со своим строгим уставом, запрещающим, например, доступ сюда женщинам. Нога женщины не ступала на эту землю вот уже более тысячи лет.

История православного Афона неразрывно связана с именем Матери Божией, Пречистой Девы Марии, Которую особенно почитают все афонцы, называя Ее Игуменьей Святой Горы, а саму Гору - Ее Уделом. Здесь, согласно церковному преданию, во время Своей земной жизни Она проповедовала Евангелие. Здесь же изрекла Свое известное пророческое обетование:

"Для свободного служения Богу нет другого более удобного места, как гора Афонская, которую Я приняла от Сына Моего Бога в наследие Себе, дабы те, кои хотят удалиться от мирских забот и смущений мира, приходили туда и служили там Богу беспрепятственно и спокойно. Отныне будет называться Гора эта вертоградом Моим. Много люблю Я это место, и придет время, когда оно от края до края, на север и юг, наполнится множеством иноков. И если они от всей души будут работать Богу и верно сохранять заповеди Его, - великих дарований Я сподоблю их в великий день Сына Моего..."

Гора Афон, Гора Святая!.. Как забыть твои неземные красоты - неумолкающий шепот волн у подножья суровых, задумчивых скал, щебетание птиц в твоих вечнозеленых чащах, величественный шатер раскинувшегося над тобою южного неба, ласкающего взор то прохладной, девственно чистой голубизной, то пиршеством красок пламенных закатов и восходов, то таинственным мерцанием бесчисленных далеких звезд...

Идешь по тропинке, которая еще минуту назад петляла среди огромных, отшлифованных морем прибрежных валунов, и вот она уже круто взмывает вверх, струится причудливым серпантином по изрезанному ущельями горному склону, стремительно поднимая тебя все выше и выше. Новый поворот, еще один... И ты уже на заоблачной высоте, оставив далеко внизу и море, и медленно парящих над его изумрудной гладью белоснежных чаек.

Радость полета, света и простора. Свобода и окрыленность души. Только ли неповторимая природа наполняет ее этим счастьем? Конечно же, нет. Ведь ты - в уделе Пресвятой Богородицы, в особом, удивительном, благодатном уголке земли, над которым распростерт Покров Царицы Небесной. Здесь, в этой древней и вечно юной монашеской стране, каждый камешек дышит святостью. Здесь нет ничего, что не было бы освящено молитвенным подвигом и трудами десятков тысяч православных иноков, полторы тысячи лет живших на этом месте. Каменные громады монастырей, похожих на сказочные средневековые замки, жилища отшельников - каливы, прилепившиеся на неимоверной высоте к отвесным скалам подобно ласточкиным гнездам, скиты, погруженные в ничем не нарушаемое безмолвие, - во всем ощущается дыхание Вечности.

Молитва за весь мир - главное делание святогорских монахов. Это именно подвиг, вся неимоверная тяжесть и высота которого известна немногим. "Молиться за мир - кровь проливать", - свидетельствует преподобный Силуан Афонский, на своем личном опыте познавший сию истину и положивший, по евангельскому слову, "душу свою за други своя" в незримой огненной битве с полчищами ада, которые неустанно день и ночь вершат свое темное дело вовлечения людей в погибель. Дьявол с удвоенной энергией восстает на тех избранников Божиих, кои, подобно Старцу Силуану, не только сами достигают вершин чистоты и святости, но и души ближних вырывают из его когтей своим молитвенным предстательством пред Богом. "Брат наш - жизнь наша", - говорил святой. И проливал потоки слез о миллионах несчастных, пребывающих во мраке безбожия и лишенных радости общения со своим Создателем.

Утром, вечером, ночью - изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год собираются на совместные службы в монастырских храмах братия двадцати афонских обителей. Лишая себя отдыха и покоя, после долгих и тяжелых дневных трудов встают на ночную молитву отшельники-анахореты...

Четырнадцать часов подряд, и более, могут длиться ночные афонские богослужения. И их надо не просто "выстоять", как "выстаиваем"их мы, паломники, непривычные к такому труду и порой готовые просто упасть на пол от усталости. Нужно сохранить внутреннюю собранность, постоянное внимание, ибо именно оно, по святоотеческой мысли, есть "душа молитвы".

Громкие удары в металлическое било разрывают тишину безмятежной ночи. В кромешной темноте, освещая себе дорогу карманным фонариком и следя за тем, чтобы не наступить на змей, которых, как нам сказали, здесь множество, идем в храм приютившей нас обители. Отметим, впрочем, что смерть от укуса ядовитой змеи - явление на Афоне исключительное. Бог хранит Своих избранников. Возможно, единственный случай произошел некогда именно около этой кельи. Ее бывший насельник, укушенный змеей, нашел в себе силы лишь взобраться на мула и доехать до ворот ближайшего монастыря, перед которым и свалился замертво. Но сохранились свидетельства, что этот монах пострадал не случайно, ибо впал в какую-то ересь. Назидание и нам - страшиться более духовных, невидимых "змей", хранить чистоту Святого Православия!

Братия, вставшие еще часа два назад, в полночь, на свое келейное молитвенное правило, уже собрались в маленькой уютной церкви. Неспешно читается полунощница, совершается утреня, длящаяся до самого рассвета. Наступает черед великопостных часов, за которыми сам известный здесь и почитаемый Старец читает от начала до конца Евангелие от Марка. Наблюдая за служением этого пустынника, телесно немощного, но пламенеющего духом, мы не переставали изумляться тому, откуда у него берутся силы. Вот с особым благоговением и трепетом им отслужена Литургия. Уже час дня, но после пятнадцатиминутной трапезы он снова в заботах - принимает новых паломников, приехавших из Польши и России...

Неизменно ровный, тихий, спокойный, стремящийся каждого из вновь прибывших оделить вниманием и любовью, Старец остается таким все это время и, кажется, совсем не нуждается в отдыхе (без которого он оставался, по нашим подсчетам, чуть не целые сутки). Дивный пример самоотвержения, смирения и кротости! Эти его качества, как свидетельствуют братия, простираются даже на животных, насекомых.

"Старец, - рассказывал один из послушников, - не благословляет убивать скорпионов. Найдешь какого у себя в келье - бери аккуратно в баночку и относи куда-нибудь подальше, в лес..."

Афон - величественная, неугасимая, тысячелетняя лампада, жертва Богу от лица всего человечества, быть может, одна из последних, немногих, которые еще удерживают десницу Всевышнего, вот-вот уже, кажется, готового опустить Свой Карающий меч на пораженную греховным тлением планету.

Сколько афонских святых, имена которых мы доподлинно знаем, ходатайствуют за нас сегодня на Небе! И, кроме того, были, есть и будут на Святой Горе до скончания века подвижники, неведомые миру, но в судьбе его играющие куда большую роль, чем, скажем, самые известные и влиятельные политики. Много уже написано об этих сокровенных от человеческого взора аскетах, еще больше по-прежнему остается за завесой тайны. Вот что читаем, например, в одном из современных святогорских патериков.

Несколько десятилетий назад, пишет его составитель, архимандрит Иоанникий (Коцонис), один благочестивый паломник, критянин по происхождению, прибыл на Афон, чтобы поклониться его святыням и повидаться со своим братом - отцом Евфимием, который подвизался здесь в уединенной каливе, расположенной к северу от скита Малой Святой Анны. Ближайшая пристань находится достаточно далеко от этого места, и, поднимаясь в гору по запутанным тропкам, паломник через какое-то время сбился с пути. Долгие часы пришлось ему блуждать по безлюдным, почти непроходимым афонским чащам, прежде чем он достиг наконец желанной цели. Поприветствовав хозяина кельи и немного переведя дух после столь утомительного путешествия, он сразу же спросил брата: "Когда же вы будете погребать того почившего, которого я видел здесь неподалеку в пещере? Я тоже хотел бы присутствовать, потому что давно мечтал посмотреть, как совершается этот обряд на Святой Горе".

Отец Евфимий был в полном недоумении. Он ничего не слышал о том, чтобы кто-то из пустынников жил поблизости. И они вместе отправились на поиски загадочной пещеры. Ее так и не удалось найти. Но в одном месте, где они вдруг почувствовали исходящее неизвестно откуда сильное благоухание, паломник воскликнул: "Она была здесь - вот у этого дерева. Когда я вошел внутрь, то увидел благолепного Старца, лежащего на "погребальной кровати" (особого рода носилки, на которых тело усопшего доставляют к месту погребения. - Д. В. ). Он был как живой, и, только приблизившись, я понял, что он мертв, потому что на нем лежал крест и икона Пречистой. Рядом горела зажженная лампада и чувствовался этот удивительный аромат ладана..."

Или другой случай. "Будь внимателен, мы втроем живем здесь. Не потревожь нас, скажи и другим, чтобы нас не тревожили", - такие слова услышал от явившихся ему во сне трех светоносных отшельников старец Герман, поселившийся неподалеку от Великой Лавры св. Афанасия Афонского, в местечке, называемом Хаири. Подобного откровения удостоился спустя некоторое время и живший по соседству известный старец -румын Герасим. Проходя мимо одного места, где всегда ощущался некий таинственный благоуханный запах, и заметив однажды, что он как-то особенно усилился, старец помолился Богу, чтобы Он открыл святые мощи Своих тайных угодников, и обнаружил заложенный камнями вход в пещеру. Но когда он стал освобождать его, внезапно услышал голос: "Не беспокой нас. Нас трое. Мы жили здесь и не хотим, чтобы нас кто-нибудь потревожил".

Добродетельный и благоговейнейший старец снова заложил отверстие пещеры и ушел, прославляя Бога и сих сокровенных святых - эти тайные цветы афонской пустыни. Место, где находится пещера, он указал только ученику своему, Иллариону.

Приближение к святыне требует особого благоговения и трепета, очищения, приуготовления души. "Кто близ Меня, тот близ огня", - говорит Господь.

"Это, что ли, у вас "чудотворная "икона?" - с недоверием и насмешкой спросил посетивший Зографский монастырь епископ и дерзко ткнул указательным пальцем прямо в лик Святого Георгия Победоносца на самом почитаемом в обители образе. Внезапная боль огненной стрелой пронзила тело кощунника. Но ужаснее всего было то, что палец... прирос к иконе. И несчастному владыке после хирургической операции пришлось навсегда оставить его отрезанный кончик на щеке Великомученика как видимый символ недозволенного прикосновения к Невидимому.

Этот особый случай - исключение, подтверждающее правило. А именно то, что каждый прибывающий на Афон испытывает сильнейшее чувство раскаяния в грехах и своего недостоинства даже ходить по этой земле. Не то что прикасаться (пусть только губами)к ее уникальным духовным сокровищам - древним, воистину чудотворным иконам, святым мощам угодников Божиих, частицам Креста Господня, Поясу Богоматери, Дарам волхвов... Не перечесть святынь благословенного Вертограда Пресвятой Девы Марии. Тысяч и тысяч страниц не хватит, чтобы поведать о всех его тайнах.

Быстро летит время. Не успеешь сойти на афонский берег - и вот он уже снова за бортом белоснежного и стремительного, как чайка, кораблика, уносящего тебя в мир, к привычным делам и заботам...

Кто из путешественников, расставаясь надолго с каким-нибудь полюбившимся ему уголком планеты, не испытывал щемящего чувства потери? Люди бросают в воду монетки, по-детски веря в то, что сбудется примета и они еще раз возвратятся сюда. Делают новые и новые фотографии, пытаясь хотя бы с их помощью удержать мимолетные мгновения счастья. А оно все ускользает куда-то... И переполненные фотокарточками альбомы только умножают тоску по безвозвратно ушедшему прошлому.

Иное - на Святой Горе. Ее очень легко покидать. Это тем более удивительно, что душе твоей, кажется, уже не найти на земле другого места, столь прекрасного и притягательного. Ты переполнен Афоном. И можешь унести его с собой, в какую бы отдаленную точку земного шара тебе ни предстояло вернуться. Это почти физическое ощущение. И, наверное, еще одно чудо - живое свидетельство сердца о Вечно Живом Боге.

Диакон Димитрий Валюженич

Святой Афон (по-гречески «Агион Орос», то есть Святая Гора) — это полуостров в Восточной Греции, в районе Халкидики. В юго-восточной части полуострова возвышается гора Афон высотой 2033 метра. Для православных всего мира Афон — одно из главных святых мест, земной удел Божьей матери.

Святым полуостров Афон считался еще с античных времен. Древние греки возвели здесь ряд храмов, посвященных Аполлону и Зевсу. Святилище Зевса называлось Афос, отсюда и возникло название полуострова.

После принятия греками христианства на полуострове начали появляться первые монашеские поселения. Согласно церковным преданиям, в 44 г. после Рождества Христова Богоматерь вместе с апостолами отправилась на остров Кипр, но по дороге корабль попал в бурю как раз рядом с Афоном.

Как только корабль приблизился к берегу, языческие храмы рухнули, а мраморные идолы человеческим языком возвестили прибытие на полуостров Богородицы.

Все видевшие это чудо мгновенно уверовали и покрестились в христианскую веру, а сам Афон с тех пор стал земным уделом Богоматери. Тогда же, по легенде, на Афон по воде пришла икона Иверской Божьей матери.

Считается, что когда она покинет Святую Гору, наступит конец света. Первый крупный монастырь основан здесь в 963 г. святым Афанасием Афонским, который считается основоположником всего уклада монашеской жизни, принятого на Святой горе.

Сейчас обитель св. Афанасия известна как Великая Лавра. А всего через полвека после неё, в 1016 г. , появился и первый русский монастырь под названием Ксилургу. Позже русской общине передали обитель Святого Пантелеймона.

В византийскую эпоху на полуострове появилось 20 монастырей, из них один русский, один болгарский, один сербский, а остальные греческие. Кроме этого, там есть множество уединенных келий и скитов для отшельников.

Говорят, в тайных кельях на Афоне с древних времен живут 12 старцев-отшельников, которые почти никогда не являются людям, даже самим афонским монахам. Если один из старцев умирает, остальные хоронят его в скалах и взамен призывают к себе нового послушника.

По преданию, в час конца света эти 12 старцев выйдут из своих келий и будут служить последнюю литургию . Сейчас все монастыри на Афоне живут по законам и уставам, сложившимся в византийскую эпоху. Даже существующие правила посещения Святой Горы основаны на Золотой булле византийского императора Константина Монаха (1060 г.) , которая была лишь немного изменена за прошедшее тысячеление.

Доступ на Афон женщинам строго запрещен . С этим запретом тоже связана легенда. Говорят, что в начале V в. Палакидия, дочь византийского императора Феодосия, возвращаясь из Рима в Константинополь, пожелала поселить Святую Гору и в особенности один из монастырей, построенный на средства ее отца. Как только Плакидия приблизилась к входу в храм, она услышала голос Богородицы, исходивший от иконы в стенной нише.

Голос приказал Плакидии удалиться, если она считает себя добродетельной христианкой и не хочет своим присутствием вводить в искушение монахов. Потрясенная царевна удалилась, а вход с тех пор запрещен для женщин и даже для домашних животных женского пола. По народным поверьям, птицы и те не вьют на Афоне гнезд и не выводят птенцов, подчиняясь воле Богоматери.

Афон — это самостоятельное монашеское государство. Жизнь монахов в афонских монастырях проходит в трудах и молитвах, она целиком посвящена служению Богу.

Европейский Совет неоднократно требовал от греческого правительства открыть доступ на Афон всем желающим, в том числе и женщинам. Православная церковь резко выступает против этого, ведь тогда земной удел Богоматери превратится в обычное туристическое местечко. Святой Афон — это дорога к Небу.

8897 0

Монашеская республика - наверное самая загадочная территория на земле, тайны которой не перестают быть интересными всему миру, вместе с тем, не требуют разгадки. Мы собрали наиболее известные таинственные факты о Святой Горе Афон. Многие из них имеют статус преданий, но вместе с тем, остались в памяти поколений.

Монашеская республика - наверное самая загадочная территория на земле, тайны которой не перестают быть интересными всему миру, вместе с тем, не требуют разгадки.

Мы собрали наиболее известные таинственные факты о Святой Горе Афон. Многие из них имеют статус преданий, но вместе с тем, остались в памяти поколений.

УДЕЛ БОГОРОДИЦЫ

Согласно церковному преданию, Божия Матерь, приняв благодать Святого Духа, готовилась по жребию отправиться в Иверию, но Ангел возвестил, что апостольский труд ее ожидает в ином месте. Корабль попал в бурю и причалил к Афонской горе. Язычники встретили Божию Матерь и приняли крещение. Богородица сказала: "Сие место буди мне в жребий, данный мне от Сына и Бога моего".

Благословив народ, Она добавила: "Благодать Божия да пребудет на месте сем и на пребывающих здесь с верою и благоговением и соблюдающих заповеди Сына и Бога моего. Потребные к жизни на земле, блага будут им с малым трудом в изобилии, и жизнь небесная уготовится им, и не оскудеет милость Сына моего от места сего до скончании века. Я же буду заступница места сего и теплая о нем ходатаица пред Богом".

Предание сохранило также слова Богородицы:

"Для свободного служения Богу нет другого более удобного места, как гора Афонская, которую Я приняла от Сына Моего Бога в наследие Себе, дабы те, кои хотят удалиться от мирских забот и смущений мира, приходили туда и служили там Богу беспрепятственно и спокойно. Отныне будет называться Гора эта вертоградом Моим. Много люблю Я это место, и придет время, когда оно от края до края, на север и юг, наполнится множеством иноков. И если они от всей души будут работать Богу и верно сохранять заповеди Его, - великих дарований Я сподоблю их в великий день Сына Моего..."

12 (или 7) НЕВИДИМЫХ СТАРЦЕВ

Преподобный Паисий Святогорец однажды повстречал удивительного старца, который рассказал о том, что живет на вершине Святой Горы Афон. Старец помог преподобному найти дорогу к скиту святой Анны. Позже отец Паисий написал: Мне рассказали, что на вершине Афона живут двенадцать - другие называли число семь - отшельников, у меня возникла мысль, не был ли тот, кто повстречался мне, одним из них. Я рассказал о происшедшем опытным старцам, и они подтвердили: "Да, это, должно быть, один из преподобных отшельников, живущих тайно на вершине Афона".

ЗАПРЕТ ДЛЯ ЖЕНЩИН

Согласно преданию, в 422 году дочь Феодосия Великого царевна Плакидия посетила Святую гору, но войти в монастырь Ватопед ей помешал глас, исходивший от иконы Божией Матери.

Запрет нарушался во время турецкого владычества и в ходе гражданской войны в Греции (1946-1949), когда женщины и дети спасались в лесах Святой Горы.

Сейчас же за проникновение на территорию Афона для женщин предусмотрена уголовная ответственность 8-12 месяцев лишения свободы.

АСПИДОВА ВОДА

«Язык дракона» - этот камень Афанасию Великому передал император Никифор Фока. Четыре раза в год с ним совершается ритуал – камень погружают в чан с водой и из него выходят пузырьки воздуха, вода буд-то закипает. После чина освящения воды, монахи кропят ею кельи и пьют. Говорят, аспидова вода не только отгоняет змей, но и помогает в случае змеиных укусов.

ПЕНИЕ АНГЕЛОВ

Не будем ни подтверждать, ни опровергать правдивость этого события, приведем лишь как историю, о которой было сказано очень много.

Один паломник приехал на Афон. Ночью он вышел во двор и увидел свет в храме. Подойдя ближе, он услышал пение и подумал, что идет богослужение, но двери храма были закрыты.

Он заглянул в окно и увидел ангелов в белых одеждах, которые пели Херувимскую песнь. Паломник побежал в гостиницу, взял записывающее устройство и успел записать лишь окончание ангельского пения. По данному событию был снят фильм «Пение Ангелов на Афоне».

ТЕЧЕНИЕ ВРЕМЕНИ И МОЛИТВА ЗА ВЕСЬ МИР

Многие паломники замечали удивительный факт: на Афоне время течет иначе: монахи и послушники за день успевают сделать множество дел. До того как весь мир проснется, на Афоне отслужено до 300 Божественных литургий.

На Афоне до сих пор сохраняется византийское время. 12 часов ночи чаще всего бывает с заходом солнца. Новые сутки начинаются с заходом солнца, поэтому афонское время отличается от греческого - от 3 часов летом, до 7 часов зимой.

Службы в монастырях начинаются в полночь. Когда мир спит, на Афоне беспрерывно, из века в век, молятся за весь мир.

СВЯТЫНИ АФОНА

Древние афонские монастыри хранят бесчисленные богатства: чудотворные иконы и мощи святых угодников Божиих.

Великая Лавра (X в.)

Мощи Петра Афонского, пещера святого. Главный храм монастыря – образец «святогороского» типа архитектуры. Богатая ризница, в которой хранятся, например, одежда и венец византийского императора Никифора Фоки.

Ватопед (X в.)

Пояс Богородицы. Чудотворные Афонские иконы Богоматери «Всецарица» (XVII в.), «Елеоточивая», «Закланная». Глава Иоанна Златоуста.

Иверский (X в.)

Чудотворная икона Богоматери Иверская.

Хиландар (XII в.)

(сербский)

Чудотворная икона Богоматери, Частицы тернового венца, трости и савана Иисуса Христа. Мощи святых. Обитель считается колыбелью сербского народа.

Дионисиат (XIV в.)

Часть мощей (рука) пророка Иоанна Предтечи. Чудотворная икона Богоматери «Акафистная».

Кутлумуш (XI в.)

Резной иконостас главного храма – одно из лучших произведений искусства на Афоне.

Пантократор (XIV в.)

Чудотворная икона Божией Матери «Геронтисса» («Старица») – одна из наиболее почитаемых на Афоне. Мощи святых.

Ксиропотам (X в.)

Самая большая на Афоне частица Креста Господня.

Зограф (X в.)

(болгарский)

Нерукотворная икона святого Георгия. Место гибели 26 Зографских мучеников (православных монахов, сожженных в XIII в. униатами).

Дохиар (X в.)

Чудотворная икона Богоматери «Скоропослушница» (X в.), прославившаяся в XVII в.

Каракалл (X в.)

Часть мощей (глава) апостола Варфоломея.

Филофей (X в.)

Чудотворная икона Богородицы «Сладкое лобзание» (прославилась во времена иконоборчества; по преданию, прибыла в монастырь из Константинополя, двигаясь по волам). Десница святителя Иоанна Златоуста.

Симона Петра (XIII в.)

Часть мощей (левая рука) святой Марии Магдалины.

Святого Павла (X в.)

Дары, принесенные волхвами новорожденному Иисусу. Иконостас главного храма – образец афонской школы резьбы по дереву.

Ставроникита (XVI в.)

Чудотворная мозаичная икона святого Николая («Устричного») (XIII – XIV вв.)

Ксенофонт (X в.)

Чудотворная икона Богородицы «Одигитрия», мозаичные иконы святых Георгия Победоносца и Димитрия Солунского (XIV в.)

Григориат (XIV в.)

Частица Креста Господня, мощи святых.

Эсфигмен (XI в.)

Монастырь относится к греческим «старостильникам», он не поминает Константинопольского патриарха и не имеет канонического общения с другими монастырями Афона.

Святого Пантелеимона (русский)

Состоит из двух монастырей: «старого» (X в.) и «нового» (XVIII в.). Массовое поселение русских в монастыре началось после 1497 г. Здесь находится самый большой на Афоне колокол. Богослужения ведутся на греческом и церковнославянском языках. Главная святыня – глава великомученика Пантелеимона Целителя.

Констамонит (XI в.)

Часть хламиды Иисуса Христа. Чудотворные иконы: первомученика Стефана (VIII в.) и Богоматери «Одигитрия» (XII в.)

"Православное наследие Украины на Святой Горе Афон" - для "УНИАН-Религии".

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Известный исследователь и переводчик древних христианских текстов Дионисий Поспелов рассказывает «МН» о своих последних находках.

- Как давно вы начали заниматься древними текстами?

- Наша группа начала складываться в 1995 году. Первым текстом, с которым мы работали, стала «Парафраза Святого Евангелия от Иоанна» египетского поэта Нонна из Хмима. Это был весьма интересный, даже «экзотический» текст V века - переложение Евангелия от Иоанна гекзаметром, христианский эпос по сути.

После выхода этой книги в 2002 году мы попытались создать серию научных публикаций святых отцов. Для этого я начал работу в Греции, в Салониках - тамошний монастырь Влатадон является центром хранения микрофильмов рукописей афонских библиотек.

Но в скором времени я понял, что необходимо все-таки работать с самими рукописями, а не с микрофильмами. Дело в том, что огромное количество святоотеческих текстов, даже самые важные источники, к сожалению, не опубликованы. На Афоне я работал в библиотеках монастырей Ивирон, Ватопед, Дионисиат, Великая Лавра. В русском Свято-Пантелеимоновом монастыре немалая часть рукописного хранилища вообще не описана или описана недостаточно подробно, как это можно увидеть в каталоге Спиридона Ламброса. Славянские рукописи также описаны не полностью.

- Насколько доступны для исследователя афонские библиотеки?

- К тем источникам, которые действительно важны, подобраться очень тяжело. Определенная «политика» монастырей Святой Горы не позволяет свободно работать с рукописями. Даже в Ватиканской библиотеке работать легче - тем более что там сделаны микрофильмы практически всех рукописей, чего не скажешь, например, об афонской Великой Лавре. На Афоне есть архивы, которые никогда не были микрофильмированы и которые вообще не доступны.

К русским исследователям на Афоне относятся особенно настороженно, потому что были случаи, когда русские похищали рукописи или вырывали из них листы. Это было и в XVII веке, когда Арсений Суханов вывез с Афона немало рукописей, и позднее. Так или иначе, память на Афоне долгая.

- Может ли идти речь о намеренно скрываемых рукописях?

- В православии существует особая, очень глубокая исихастская традиция. Публикация мистических текстов такого уровня может повлечь за собой возникновение некоторых вопросов среди православных людей, на которые пока нет ответов. Такие тексты могут быть даже опасны, как опасна сложнейшая техника в руках несведущего в ней.

Например, такой текст, как «Исихастское утешение» Каллиста Ангеликуды, XIV века. Этот важнейший исихастский текст не был полностью опубликован даже по-гречески, и ныне готовится нашей группой к публикации. Преподобный Каллист пишет: «Вовсе лишен ума (то есть естественного человеческого мышления) тот ум, который созерцает Иисуса». Само слово «исихия», которое принято переводить как «безмолвие», имеет оттенки чувственного значения: «сладость», «сладостный». Эти тексты пугали и Синодальную цензуру дореволюционной России - исихасты не переводились намеренно!

Безусловно, многие из величайших русских святых - от преподобного Сергия Радонежского до преподобного Серафима Саровского - прекрасно владели искусством исихии, несмотря на отсутствие текстов по исихазму. «Дух дышит, где хочет:». Они каким-то Божественным наитием поняли то, что не могли знать по книгам и чему не могли научиться в полной мере от наставников, старцев.

- Какова ваша позиция в отношении книги «Код да Винчи»?

- На евангельских сюжетах изначально было очень много спекуляций. «Мастер и Маргарита» - наиболее очевидный прецедент. Но в данном случае речь идет об использовании достаточно древних сектантских текстов, гностических и неогностических, на коптском, латинском и старофранцузском языках.

Мария Магдалина уже в первые века христианства почиталась как великая святая. В «Коде да Винчи» есть спекуляция о «человеческой» любви Спасителя к Марии Магдалине. О Божественной любви, Божественном эросе действительно говорится в неизвестном исследователям житии Марии Магдалины пера афонского старца блаженного Иерофея Загорейского, которое мне удалось обнаружить на Афоне летом этого года. Но человек, разбирающийся в богословии, прекрасно осознает, что понятие о Божественной любви, которая дается святым свыше через духоносное озарение нетварным светом, не имеет ничего общего с чувственной любовью падшего человека. Христос любил Магдалину не как человек, но «выше человека», как выразился бы преподобный Максим Исповедник.

- Но ведь в евангельском тексте даже один из апостолов укоряет Христа, что он разговаривает с блудницей.

- В этом эпизоде речь идет совсем о другой Марии. Из житий следует, что Мария Магдалина не была блудницей, она была девой до конца жизни. Известны имена ее родителей - Сир и Евхаристия. Наряду с Иоанном Богословом она была любимой ученицей и духовной дочерью Спасителя. В Евангелии есть прямое свидетельство, что она стояла у Его Креста. Согласно житиям, Мария Магдалина была в Риме, общалась с императором Тиберием и сообщила ему о чудесах, совершенных Спасителем.

Мощи святой Марии Магдалины почитаются на Святой горе Афон. В Россию недавно привозили длань, то есть левую руку святой, которая хранится в афонском монастыре Симонопетра. Невероятным образом она сохраняет и поныне температуру человеческого тела.

- То есть та женщина, которая отерла ноги Христа своими волосами, Марией Магдалиной не была?

- В священном Предании не сохранилось никаких сведений об этой женщине. Из евангельского текста явствует, что это была грешница, но имя ее не известно.

- Отчего возникло это отождествление?

- Легенда о Магдалине-блуднице родилась в VII веке в среде латинян. Это католическая традиция, которой придерживаются ныне многие православные России. Особенно легенда расцвела во время крестовых походов для удовлетворения куртуазных вкусов того времени. Это ведь очень красиво - блудница стала любимой ученицей Христа. Но ведь это же безумие: Иисус приближает к Себе женщину с улицы и открывает ей Свои таинственные учения: Откровенный гностицизм.

Существует и апокрифическая литература о Марии Магдалине - например, так называемое «Евангелие Марии Магдалины» на коптском языке. Но это не имеет отношения к церковному Преданию, это гностическая литература такого же плана, что и «Евангелие от Иуды». Апокрифических, гностических Евангелий на самом деле очень много. Существуют, к примеру, «Евангелие от Адама», «Евангелие от Евы», «Евангелие Египтян» и другие.

- Кто автор тех житий Марии Магдалины, о которых вы упомянули?

- Есть так называемые анонимные фрагменты житий. Есть греческая рукопись, датированная 1307 годом, находящаяся на Сицилии, в монастыре Сан-Сальваторе. Есть изданная гомилия Иоанна Златоуста, также содержащая информацию о Марии Магдалине, гомилия преподобного Григория Паламы. Еще одна неопубликованная гомилия XIV века есть в одном из венских кодексов. Также существует текст Иоанна Фессалоникийского, изданный в 1894 году. Существует и уже упомянутое мной коптское Евангелие Марии Магдалины III-IV вв.еков, которое сохранилось в Оксиринхском папирусе N3525.

Такие тексты, как коптское Евангелие, наименее надежны. Гностики за отсутствием информации формировали то или иное понимание Евангелия на основе своих воззрений. Многие греческие тексты о Магдалине основаны на отрывочной информации, но святоотеческое предание все-таки более отражает реальную историю, чем гностические «фантомы». К сожалению, сейчас в России к подлинному исследованию святоотеческих текстов относятся как к полумаргинальной деятельности, а церковная наука по преимуществу живет прошлым. В основном выходят репринты русских изданий XIX века. Пока это происходит, мифы будут затенять свет православного Предания.

Досье МН

Дионисий ПОСПЕЛОВ окончил аспирантуру в Институте всеобщей истории РАН (отделение палеографии, кодикологии и византийской дипломатики). Организовал 2 научные серии - Scrinium Philocalicum (Свиток добротолюбия) и Smaragdos Philocalias (Сокровище добротолюбия).

В последнее время в сферу научных интересов г-на Поспелова входят тексты последователей исихазма - мистического православного учения о духовном преображении человека. Через личную аскезу и усиленную молитву исихаст стремится к созерцанию «нетварного света», подобного тому, который был явлен апостолам на горе Фавор. Значительное число исихастских рукописей находятся в монастырях Афона (Греция) и малодоступны исследователям.

Предание о невидимых старцах Афона

Предание о невидимых старцах - красивая легенда для паломников. Но для жителей Афона это не легенда. Это - живая реальность. Приведем несколько примеров:
Рассказ Паисия Святогорца
Когда в 1950 году я в первый раз попал на Святую Гору, случилось мне по пути из Кавсокаливии в святую Анну (cкит святой Анны находится на юго-западном побережье Святой Горы и подчиняется Великой Лавре) заблудиться...
Вместо того чтобы пойти к скиту святой Анны, я пошел по тропинке, которая вела на вершину горы Афон. Пройдя достаточно большой отрезок пути, я понял, что поднимаюсь вверх, и начал искать дорогу, чтобы вернуться. Пока я искал обратный путь и просил Божию Матерь помочь мне, внезапно предо мной предстал какой-то отшельник, лицо которого излучало свет.
На вид ему было лет семьдесят, и по одеянию его можно было заключить, что он никогда не общался с людьми. На нем был подрясник из парусины, весь выгоревший и изодранный. Дыры на подряснике были стянуты деревянными прутиками, с помощью которых крестьяне обычно скрепляют дырявые мешки, когда у них нет мешочной иглы и бечевки. С ним был кожаный мешок, тоже выцветший и в дырах, стянутых тем же способом. На шее у него была толстая цепь, на которой висела коробочка. В ней, по всей вероятности, находилась какая-то святыня.
Не успел я и рта раскрыть, как он мне говорит: "Дитя мое, эта дорога не в святую Анну", - и показал мне нужную тропинку.
По всему было видно, что передо мной стоял святой.
Я спросил у пустынника:

Где ты живешь, старче? Он мне ответил:

Здесь, - и указал на вершину Афона.

Я был измучен поисками старца, который мог бы дать мне духовный совет, а потому даже забыл, какое тогда было число и день недели. Спросил об этом пустынника, и он мне ответил, что была пятница. Затем он вытащил маленький кожаный мешочек, в котором оказались палочки с нарезами, и, посмотрев на них, сказал, какое тогда было число. После этого я взял у него благословение и пошел по указанной мне тропинке, которая вывела меня прямо к святой Анне. После этого в мыслях я постоянно возвращался к светлому сияющему лику отшельника.
Позже, когда мне рассказали, что на вершине Афона живут двенадцать - другие называли число семь - отшельников, у меня возникла мысль, не был ли тот, кто повстречался мне, одним из них. Я рассказал о происшедшем опытным старцам, и они подтвердили: "Да, это, должно быть, один из преподобных отшельников, живущих тайно на вершине Афона".

Другое предание об одном известном отшельнике:
...Проходя через Новый скит, он познакомился с отцом Неофитом, жившим в каливе святого Димитрия. Здесь он остался на некоторое время и исповедался. Отец Неофит рассказал ему много разных историй о подвижниках. Когда он услышал об отшельниках, живущих на вершине горы Афон в нем загорелось непреодолимое желание подражать им. Он испросил благословение отца Неофита вступить в его общину, принять монашество, а затем отправиться подвизаться высоко на гору Афон. Так он и сделал...

Афонское языческое капище Идолио
Афон Керасья

Страх - вот сила демонического мира, с помощью которой бесы управляют осуетившейся землей. Он пронизывает все побуждения леюдей, искажает все их чувства. Это скрытый двигатель мира... Именно через этот страх темная сила имеет открытый доступ к каждому человеку и в христианстве. Страх - это, если можно так сказать, чистая демоническая энергия.

Керасья - самое высокое место Афоне, где обитают отшельники. Она находится на высоте примерно 800 метров....

Немного выше Керасьи находится огромная скала, называемая греками Идолио, то есть Идол, потому что на ней расположено древнейшее на Афоне языческое капище. Посещение этого места строго запрещено.

Тайная тропа ведет к камню - жертвеннику...

Кто же приходит сюда по тайной тропе?

На Афоне существует много капищ, датируемых 6-4-м тысячелетием до РХ. Ведь в те времена на Афоне жили язычники. Были целые города идолопоклонников. Они выбирали для капищ самые красивые места. Идолио распложено на одном из красивейших утесов Святой Горы. Тропа, ведущая туда уже находится в тумане - это высота на которой мы входим в облачность.


На ближайших перекрестках стоят Кресты, чтобы запретить нечистой силе выход из Ущелья...


На капище находится огромный жертвенник, сделанный из цельного камня, примерно 2 на 3 метра величиной. На нем приносили человеческие жертвы, по бокам выточены стоки для крови, которая стекала в огромную каменную чашу (о ней мы еще расскажем). Убивая человека, язычники пили его кровь…


Самое красивое место

Здесь люди выбираи самое красивое место и... убивали... Не от жестокости люди приносили столь страшные жертвы, - скорее, от отчаяния. Слишком далек Бог. Слишком близки боги. И слишком непостоянен у них характер: сегодня помогают - завтра издеваются. И в качестве жеста последней надежды люди убивали друг друга перед идолами: может, хоть это сделает богов милосерднее…

Здесь обитатели древнего Афона каждый год приносили любимое и единородное дитя в жертву Кроносу,или какой-нибудь преследуемый человек обегал трижды вокруг жертвеника, и потом жрец, пронзив ему копьем чрево, сжигал его на горящем костре...

В эпоху античности здесь была юридическая контора, по нашим понятиям: жертву здесь приносили при заключении очень важного, скорее всего судьбоносного, договора. Договаривающиеся стороны согласно древнему обычаю прошли между частями человеческой жертвы. Такой обычай основывается на идее возмездия: клятвопреступника ожидает та же участь, что и жертву. Они верили что если одна из договаривающихся сторон нарушитклятву - то тела клятвопреступников невидимыми "духами" тут же будут разорваны на 2 части...
В историческую эпоху здравое чувство Греции боролось с этим страшным пережитком -жертвоприношение заменяется окроплением жертвенника его кровью, или же человека сбрасывают со скалы, принимая меры к тому, чтобы он был спасен...


Но темная энергия на этих страшных местах так и осталась... От ужаса даже деревья вокруг сохнут...

В таких местах понимаешь, в каком мраке находилось человечество до Христа, и какую свободу открыл Христос человеческому духу. Это свобода от страха, который пронизывал все стороны жизни язычников. Люди умерли тысячи лет назад, а их ужас остался и продолжает жить в этом месте...

Здесь, поистине, страшное место, в котором злая энергия ада выходит наружу, подобно магме разбушевавшегося вулкана. Затем, подобно радиактивному заражению после взрыва, этот ужас вместе с тучами расползается и окутывает близлежащие утесы на протяжении столетий...

Поэтому сюда приходят воины Христовы отшельники - сразиться с нечистой силой, дать бой диаволу в самом его логове. Здеь все маски сняты... Об этом будет наш дальнейший рассказ, если Бог благословит...

Афон Магула
(скит Василия Великого)

На Святой Горе существует несколько преданий о Магуле. По одному, скит Магула был расположен немного выше Великой Лавры. Согласно другому, скит Магула находился выше монастыря Куплумуш. Здесь мы расскажем о третьем предании. Вероятно, так и было: три скита в разное время назывались этим именем...

Живой камнепад на Магуле

На Афоне есть много страшных мест, связанных с особенным присутствием темной силы. Но это место, поистине, пугающее, потому что темной энергией здесь, как говорится, и не пахло. Это глубоко христианское место. Большинство афонитов даже не подозревают о его существовании. Те же из старых монахов-отшельников, которые знают о нем, предпочитают даже не произносить это слово - Магула. А если им нельзя миновать этого места, поскольку не нему проходит одна тропа и здесь много улиток, то стараются быстрее проскочить его. Магула - по-гречески щека.


Верх скалы. Это Лицо Афона. Магула в тени.

Если вы попадете на это место, то не поверите своим глазам. Это огромная каменная плита площадью сотни метров - ровная и гладкая как стекло. Среди живых каменных осыпей и торчащих к небу скальных зубцов расположено огромное каменное плато из единого цельного камня. Периодически с окржающих отвесных утесов срываются камни и пролетают по этому плато, вызывая целые осыпи. Увидевший это может только вымолвить: "Такого не может быть!"


Плато сверху: длинна сотни метров...

Это плато подобно огромной взлетной полосе для невиданного летательного аппарата или даже - афонскому космическому аэродрому. Такой конец был бы, наверное, самым оптимистичным для нашей истории. Но с космосом это гигантское плато, к сожалению, никак не связано. Хотя, если такие термины уместно употреблять, то мы бы назвали Магулу - космическим проклятием…

Устные рассказы о Магуле немного разнятся, поэтому мы нашли и перевели древнюю рукопись с преданием об этом месте.

Древнее предание о месте Магула, на котором был расположен Скит Василия Великого

(перевод с древнегреческого Василия Гирина)
«Во времена великого царя, называемого у греков Маврогенус, отцы из Кавсокаливии, прибыли со скита в это место и основали Скит Магула. Видя, насколько оно пустынное, отцы решили построить кельи и храм. Поскольку денег у них не было, то один из них, отправился к царю. А раньше он служил у царя военачальником. Царь немало подивился, увидев своего полководца в монашеском облачении, и дал ему достаточно средств, чтобы построить небольшой скит. Храм освятили в честь свт. Василия Великого. Поэтому скит назвался - скит Василия Великого... Так и появился этот уединенный скит. Впоследствии один старец удалился в другое место, а другой авва подвизался здесь.
Через некоторое время по действию завистника диавола в братстве старца начались раздоры. Духовник много раз пытался утихомирить враждующих братий, но это не принесло плодов. Тогда случилось нечто непредвиденное, выходящее за рамки обычных представлений… Некоторое время два брата жили во вражде, так и ходили вместе на богослужения, не разговаривая друг с другом. Однажды во время Службы все услышали грохот и страшный гром…»
На этом предание обрывается...

Скит Магула располагался на крутом склоне. Но монахи трудились и сделали из склона - пезули, насадили виноград, а больше здесь почти ничего не росло. Это был очень красивый склон, поросший небольшими каменными дубами. Здесь был родник, а незаметная тропа вела к арсане, пристани, которая сохранилась до сих пор, как молчаливое доказательство того, что этот скит - не вымысел и не легенда. Он действительно был и пропал за одно мгновение…


...не осталось не только следов, но даже каменной осыпи, все было сметено в море...

Так, продолжим повествование: «все услышали грохот и страшный гром…» Огромная скала, которая находилась примерно на высоте 500м обрушилась на скит и буквально смела его с лица земли. Удар был настолько силен, что не осталось не только следов, но даже каменной осыпи, все было сметено в море. Оголилось само глубокое скальное основание - единое цельное плато, сияющее на солнце, как огромная щека Святой Горы. Поистине, Святая Гора получила чудовищную затрещину от чьей-то громадной руки…

Ис.14:27 Ибо Господь Вседержитель

Определил, и кто может отменить

Это? рука Его простерта, - и кто

Отвратит ее?!

Не взывает сомнения, что монахи - живая часть Святой Горы. И если они не соответствуют своему призванию, не выполняют предназначение, то весь живой Организм противится им. Магула, поистине, страшное место. Исполнилось слово пророка:
Иер.21:5 Я Сам буду воевать

Против вас рукою простертою и

Мышцею крепкою, во гневе и в

Ярости и в великом негодовании!

Можно ли назвать это место - проклятием Отца? Не знаю. Но даже проходя по нему, чувствуешь, как мурашки пробегают по коже… С ужасом думаешь, о словах Господа: Матф.7:19 0 - так это не аллегория?!

…Всякое дерево, не

Приносящее плода доброго,

Срубают и бросают в огонь…

Неужели мы так и не вышли из Ветхого Завета?! И видя эти страшные камни, вместо «Авва Отче» хочется молить Господа:

Пс.78:5 Доколе, Господи, будешь

Гневаться непрестанно, будет

Пылать ревность Твоя, как огонь?

Включайся в дискуссию
Читайте также
Сколько варить спаржу: правила приготовления продукта Простые и вкусные рецепты
Как разделать тушку курицы – пошаговая инструкция с фото
Простой и очень вкусный салат из кальмаров от а до я