Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Шпаргалка: Ораторское искусство. Ораторская речь. Ораторская речь Слова для ораторской речи

Особой формой деятельности, которая является инструментом непосредственного общения, считается ораторская речь. Обычно она предназначена определенному слушателю либо множественной публике. Основной задачей таких выступлений считается информирование либо оказание на людей определенного воздействия. По своему характеру такой текст представляет собой монолог, рассчитанный на пассивное восприятие и не требующий какой-либо ответной реакции. Однако, при рассмотрении такого публичного выступления с социально-психологической точки зрения, можно уверенно говорить о том, что такая речь считается не обычным монологом, а сложным процессом двустороннего общения.

Выделяют следующие особенности ораторской речи:

  1. Устная форма общения. Ораторская речь представляет собой процесс непосредственного общения с людьми, в котором применяется устный литературный язык. Публичные тексты предназначены для восприятия на слух, поэтому нужно подготовить их таким образом, чтобы они быстро усваивались собравшейся аудиторией.
  2. Присутствие обратной связи. Во время доклада перед людьми выступающий может наблюдать за настроением собравшихся, следить за реакцией на фразы, улавливать настроение людей и отношение к вышесказанному. Кроме этого, по вопросам, поступающим от людей, можно сделать выводы, чем же обеспокоены слушатели в настоящий момент и, при необходимости, вносить корректировки в выступление.
  3. Применение разнообразных средств общения. Такая особенность ораторского искусства заключается в том, что речь является своеобразной формой взаимодействия, в которой присутствуют не только языковые средства. Особое место в публичных выступлениях отдается паралингвистическим и невербальным средствам, а также коммуникации.
  4. Взаимосвязь между книжным текстом и его устным воплощением. Во время различных разработок, обдумываний и написания текста делается акцент на книжные источники. С учетом такой особенности любой подготовленный текст является, по сути, книжной речью. В различных сообщениях об особенностях ораторской речи подчеркивается, что при выступлении перед публикой оратор должен преподнести текст так, чтобы он был понятен для окружающих. В такой ситуации могут понадобиться элементы разговорного общения, и выступающему необходимо опираться на реакцию аудитории.

Лингвистические особенности ораторской речи характерны любому ее виду, будь то выступления в суде либо . Это связано с тем, что основу любого публичного выступления составляет язык, как универсальное средство общения людей друг с другом. Если кратко, то главной лингвистической особенностью ораторской речи является необходимость найти контакт с аудиторией, что можно сделать с помощью личных местоимений, глагольных форм и вводных конструкций.

Психологические особенности ораторской речи кроются в , в восприятии людьми публичных выступлений. Имея разные объекты и будучи достаточно самостоятельным, они действуют одновременно в живом общении говорящего с аудиторией. Если кратко, то лингвистической особенностью ораторской речи является побуждение интереса слушателя к произносимым словам и старание в дальнейшем поддерживать его.

Важно: психологическое искусство заключается в способности в любой момент сгладить различные неурядицы и переключить внимание на другой вопрос по ходу лекции.

В оценочных критериях слушателей обычно наблюдается психология восприятия, мотивация и удовлетворение эстетического чувства. Для успешного выступления важно обязательное присутствие этих слагаемых.

Используйте на своих сайтах и блогах или на YouTube кликер для адсенс

Ораторское искусство является особым выступления перед публикой для убеждения слушателей в чем-либо. Различные навыки формируются в процессе определенных занятий и тренингов. Характерным их проявлением считаются выступления перед публикой, которые подразделяются на несколько видов.

Важно: местом зарождения ораторского искусства стала Древняя Греция, поэтому существуют виды, которые сегодня уже не практикуются.

Современная классификация выделяет следующие виды ораторской речи, ее специфику, особенности и функции:

  • искусство оратора включает такие формы выступлений, как доклады на тему экономики и политики, а также митинговые фразы и военно-патриотические слова.
  • Судебное ораторское искусство можно наблюдать в различных судебных заседаниях, и выделяется оно своей аргументированностью, наличием доказательств и нередко носит оценочный характер. Такой вид публичного выступления требует присутствия защитной и обвинительной речи.
  • оратора выделяется среди остальных видов присутствием специальных терминов и строгих формулировок. Кроме этого, в таких публичных выступлениях отмечается логичность и аргументированность текста. В таком искусстве можно наблюдать такие жанры, как обзор, лекция, доклад и сообщение.
  • Социально-бытовое искусство оратора объединяет в себе одновременно несколько форм. Приемы, которые применяются в таком публичном выступлении, показывают общественные и родственные отношения. Одной из самых популярных разновидностей такой речи считаются поздравительные и юбилейные фразы, а также поминания и тексты над усопшим.
  • Богословно-церковное искусство – это различные проповеди и молитвенные речи, которые используются в церкви. В таком виде публичного выступления отсутствует какая-либо аргументированность, доказательства и логичность. Кроме этого, содержание церковных текстов не требует присутствия в них таких свойств, а слушатели не ждут каких-либо аргументов.

Отдельным видом ораторского искусства считаются диалоги, которые предполагают присутствие дискуссий и активного общения с людьми. Кроме этого, они требуют наличия специальных особенностей, предполагающих воздействие на одного либо группу собеседников.


Недостатки ораторской речи

Можно выделить следующие недостатки ораторской речи:

  1. Слишком бедный словарь. Чаще всего ораторам, выступающим перед публикой, приходится использовать небольшое количество слов и фраз. Это приводит к тому, что довольно часто многие из них повторяются в его речи, и это отражается на ее качестве. Создается удручающее впечатление, свидетельствующее о недостаточной образованности и низком интеллектуальном развитии выступающего. Такие выступления выделяются своим словесным однообразием и банальностью стиля, и соответственно, содержание текста так же бедно. Исправить ситуацию возможно с помощью синонимов, сравнений и красноречивых оборотов, которые должны обязательно присутствовать в публичных выступлениях.
  2. Длинноты. Ораторская речь часто состоит из длинных и замысловатых предложений, описаний и доказательств. Необходимо их обязательно сократить, а сложные предложения разбить на несколько простых.
  3. Несоответствие стиля. Необходимо понимать, что предметы духовно-нравственного достоинства требуют применения различных стилей. Это обозначает, что на поминках нельзя говорить веселыми словами, на свадьбе вряд ли будет уместен грустный тон. Кроме этого, во время выступления не разрешается говорить слишком слащаво либо напыщенно, поскольку это сильно искажает речь и делает ее неестественной.
  4. Излишняя краткость. Нередко во время выступления ораторы опускают определенную информацию, что делает их выступление не совсем понятным для собравшейся публики. Говоря ключевые мысли и рассуждая, необходимо давать определенные пояснения и выделять самое главное в своих выступлениях.
  5. Неясность речи. Происходит при присутствии в тексте выступающего малоизвестных иностранных или устаревших слов, а также диалектов. Такое общение становится малопонятным для слушателей. Для того чтобы избежать неадекватной реакции аудитории, необходимо объяснить знание таких слов и дать им краткое определение.
  6. Неблагозвучие. Во время публичных выступлений следует избегать в речи длительных звуковых пауз. Кроме этого, нужно стараться, чтобы в тексте оратора отсутствовали неблагозвучные сочетания.

Определяется видом текста, контингентом собравшейся аудитории, задачей оратора и набором иных обстоятельств. Определенные правила формируются уже на этапе подготовки, с учетом сложившихся условий и вышеперечисленных факторов. Для того чтобы высказывания были грамотными и хорошо воспринималась слушателями, необходимо владеть понятием ораторского искусства и особенностями публичного выступления.

Умение выступать публично являлось полезным навыком во все времена. Люди, отлично владеющие ораторским мастерством, всегда будут востребованы обществом и смогут найти себе работу. Это не секрет, что таких людей немного, они всегда выделяются среди окружающих. Они оказываются успешными руководителями, политиками, бизнесменами, журналистами, писателями, преподавателями, так как во многих профессиях знание риторики играет важнейшую роль. Цель данного курса ораторского искусства - предоставить возможность каждому бесплатно освоить онлайн материалы, уроки, упражнения, приемы и правила для овладения основами риторики.

Что такое риторика?

Это слово, которое имеет древнегреческое происхождение (греч. rhetorike ), и означает дословно «ораторское искусство ». Что же такое «ораторское искусство»? И как развить свои способности к нему?

Каждому из нас хотя бы несколько раз в жизни доводилось выступать на публике. И, наверняка, никто не сомневается в том, что чтобы отлично владеть ораторским искусством, нужно знать и уметь многое . Можно сказать, что способность выступать публично отражает наше интеллектуальное развитие и наши социальные навыки.

Знаменитое выступление Мартина Лютера Кинга

По определению Большой Советской Энциклопедии, «ораторская речь » - это вид монологической речи, употребительной в ситуации, когда говорящий обращается к многочисленной аудитории с целью убеждения или внушения. Часто ораторское искусство отождествляется с красноречием, поэтому хороший оратор должен быть начитанным, обладать грамотной речью, уметь ясно выражать свои мысли. Но оратору также нужно уметь справляться со своим волнением, владеть своей дикцией и иметь хорошо поставленный голос. Кроме того, важно владеть речевой импровизацией, уметь отвечать на вопросы, поддерживать контакт с аудиторией, произносить текст с необходимой интонацией и многое, многое другое.

Большинству из описанных навыков, которые в совокупности и формируют ораторское искусство, можно научиться. Для этого важно работать над собой, осознавать, анализировать и исправлять неудачные моменты своих и чужих публичных выступлений, и главное, тренировать свои умения на практике. Наш тренинг поможет вам в работе над всеми этими сложными шагами на пути к воспитанию отличных ораторских навыков.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Онлайн-уроки риторики

Тренинг по ораторскому искусству, размещенный на данном сайте, является интеграцией многих методик, описанных специалистами выступлений на публике. Каждый из уроков предполагает развитие определенного навыка, способствующего становлению ваших ораторских способностей. Естественно, что каждый человек может по-разному владеть этими навыками, поэтому старайтесь обращать внимание на те уроки, которые кажутся именно вам самим наиболее полезными.

Видео

В данном разделе тренинга по мастерству публичной речи вы сможете посмотреть видео известных выступлений выдающихся ораторов: Мартина Лютера Кинга, Стива Джобса, Владимира Ленина и других. Также здесь вы сможете найти видеозаписи с различных конкурсов, презентаций и выступлений людей перед инвесторами. Кроме того, в разделе присутствуют видеоуроки ведущих специалистов в области ораторского мастерства.

4 правила риторики

  • Первое правило. Начинайте произносить любую речь с сильным стремлением достичь своей цели.
  • Второе правило. Старайтесь всегда готовиться к выступлению.
  • Третье правило. Проявляйте уверенность, даже если вы не чувствуете себя уверенно.
  • Четвертое правило. Больше практикуйтесь (это верно и для любых других навыков).

Эти четыре правила ораторского мастерства, по сути, являются основой любого хорошего выступления. Если вы не ставите себе цели достичь больших успехов в риторике, а только стараетесь подготовиться к конкретному выступлению, то они могут вам пригодиться.

Если же вы планируете более детально подойти к изучению искусства ораторской речи, то будем рады предоставить вам полезную и интересную информацию в уроках на нашем сайте.

Желаем вам успехов в овладении ораторским искусством!

1. Ораторское искусство. Ораторская речь.

Группы речей

10 элементов хорошей речи

5 характеризующих элементов

3 «кита» на которых держится оратор

2. Эстетика речи.

3. Логика речи.

Логические законы

4. Аргументация.

Порядок аргументации

Виды аргументации

5. Приемы изложения речи.

6. Композиция публичного выступления.

7. Виды и жанры публичных выступлений.

Социально - политические выступления

Академические выступления

Судебные выступления

Социально-бытовые выступления

Богословско-церковные выступления

8. Контакт оратора с аудиторией.

9. Как готовится к выступлению.

Ораторское искусство – это высокая степень мастерства публичного выступления качественная характеристика ораторской речи искусное владение живым словом.

Ораторское искусство и наука о нём зародились в Древней Греции. Расцвет демократии в афинском полисе (городе-государстве) совпал с расцветом риторики. Выступления в народном собрании требовали умения выступать с убедительными речами.

Ораторская речь – воздействующая, убеждающая речь, которая обращена к широкой аудитории, произнесение профессиональных речей имеет своей целью изменить поведение аудитории, ее взгляды, убеждения, настроение. Оратор (от латинского ORARE - говорить) - человек, произносящий публичную речь. Люди, к которым обращены его слова - аудитория (от латинского AUDIRE - слышать). Оратор и аудитория взаимодействуют друг с другом в процессе устного публичного выступления, где ораторская речь возможна только при наличии обоих элементов: говорящего и слушающих.

Выступление, как правило, не готовится заблаговременно, а выражается спонтанной реакцией на все услышанное от оратора, докладчика. Во время выступления оратор может затронуть один два вопроса, дать на них откровенный ответ, не отходя от тематики повестки дня.

Все речи делятся на 3 основные группы:

Совещательная – стремление побудить аудиторию к решению, которое ей надо реализовать в будущем.

Осудительная – оценочная речь, анализ, какого- то существующего факта.

Показательная – речь, призванная создать общественное мнение о ком-то или о чем-то.

Существуют 10 элементов, которые характеризуют хорошую речь:

Объективность,

Ясность,

Образность,

Целеустремленность,

Повышение напряжения,

Повторение,

Смысловая насыщенность,

Лаконичность (краткость),

Существует 5 элементов ораторской речи :

ИНВЕНТИО - нахождение того, что сказать.

ДИСПОЗИТИО - расположение изобретенного.

ЕЛОКУТИО - украшение словами.

МЕМОРИЯ – запоминание.

АКТИО - произнесение, действие.

3 “кита”, на которых держится хороший оратор:

этос - этические качества оратора.

логос – наука об аргументации.

пафос – то, какие чувства оратор вызывает у аудитории

Эстетика речи.

Хорошее выступление – должно быть цельное в ритмически - интонационном отношении. Выразительность речи, ее воздействующая сила увеличивается, если оратор использует разнообразные изобразительно – выразительные средства, ибо они взывают к миру чувств и эмоций аудитории.

· Метафора - перенос наименования на основе сходства.

· Эпитет - образное определение, выраженное прилагательным (грустными и доверчивыми глазами).

· Олицетворение - явление, событие, качество, уподобляющееся живому существу.

· Гипербола - количественное усиление интенсивности, особенностей поведения.

· Сравнение - уподобление одного другому на основе выявления общего признака.

· Антитеза - противопоставление.

· Оксюморон – сопоставление на первый взгляд ……

· Градация – прием последовательного,

· Подхват - повторение в начале следующей конструкции слов, стоящей в конце предшествующей конструкции. (Устал, устал от дум тяжелых)

· Каламбур - игра значениями слов

· Риторический вопрос - вопрос, не требующий ответа.

· Вопросно-ответное единство - способ диалогизирования текста.

· Многосоюзие - подчеркивает значение каждого компонента конструкции.

· Повтор, многословие, игра слов, синтаксический параллелизм.

Логика ораторской речи.

Готовя выступление нужно учитывать следующие логические законы :

Закон тождества (всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой по себе)

Закон не противоречия (два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными: по крайне мере одно из них ложно)

Закон исключения третьего (утверждение или отрицание не могут быть одновременно ни истинными, ни ложными, одно –и, другое –л)

Закон достаточного основания (всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание)

Типовые ситуации в ораторском выступлении порождают типовые схемы аргументации. Не все из них в логическом отношении являются верными. Ошибки:

Неполная аналогия (приводя умозаключения по аналогии, помните, что аналогия не всегда бывает полной)

Отождествление временной последовательности событий с их причинной связью (временная последовательность не всегда подразумевает наличие между ними причинно - следственных отношений)

Ошибки объединения (эта газета для бездомных, следовательно, ее выпускают бомжи)

Разъединения (совет директоров компании исчерпал свои возможности – люди, в него входящие, тоже их исчерпали)

Аргументация.

Подавляющее большинство речевых актов содержит в себе аргументацию. Порядок аргументации:

Сильный довод.

Группа слабых.

Самый сильный.

Аргументация – это логико-коммуникативный процесс, направленный на обоснование позиции одного человека с целью последующего понимания и принятия другим человеком. Тот, кто обосновывает свою позицию – аргументатор , тот, кому адресована позиция – реципиент . В рамках аргументации происходит отбор из уже известных положений тех, которые необходимы для обоснования данной позиции; в аргументации обе стороны активны, между ними имеется как прямая, так и обратная связь. В структуру аргументации входят тезисис, аргументы (основания, доводы) и демонстрация. Тезисис – это положение, позиция, которая подлежит обоснованию.

Аргументы – это известные, заранее добытые положения, с помощью которых достигаются обоснованность и убедительность тезисов. Факторы, влияющие на процесс выбора аргументов: мировоззрение, уровень образования, конкретные обстоятельства.

Виды аргументации:

Аргументы к существу дела;

б) к личности;

в) к публике;

г) к жалости;

д) к тщеславию.

Демонстрация – логическая связь тезиса и аргументов (в форме дедуктивных умозаключений)

Виды аргументации по форме демонстрации (дедуктивные, индуктивные, в форме аналогии, сравнения, метафоры)

Доказательство – вид аргументации, в рамках которого истинность тезиса прямо или опосредованно выводится из истинности аргументов. Цель – исключить любые сомнения в истинности тезиса. Прямое доказательство (тезис непосредственно выводится из аргументов) и косвенно (тезис устанавливается опосредовательно, процесс аргументации осуществляется обходным путем). Доказательство от противного (если не, то бы, значит да), разделительные доказательства (метод исключения).

Опровержение – обоснование ложности тезиса или демонстрации его необоснованности. Три способа опровержения: критика тезиса, критика аргумента, критика демонстрации. Опровержение фактами – выдвигаются факты, противоположные тезису. Доказательство истинности антитезиса, установление ложности следствий – сведение к абсурду. Критика аргументов: показать их ложность, продемонстрировать недостаточность приведенных аргументов, указать на сомнительность происхождения аргументов (слухи, сплетни). Критика демонстрации – указать на отсутствие необходимой логической связи между тезисом и аргументами (нарушение законов и правил логики). Подтверждение.

Тезис должен быть сформулирован точно и ясно, тождественным, то есть не должен меняться. Аргументы не должны противоречить друг другу и быть истинными, достаточными (не слишком широки или узки), должны быть суждениями, источники аргументов должны быть известными и достоверными.

Виды аргументов - от общего к частному, к человеку, к общей пользе, аналогия, опровержение (доведение до абсурда, прием капкана, бумеранга).

Три возможных аргумента в полемике: софизмы, силлогизмы, эвристические уловки.

К эвристическим уловкам относятся: многовопросие (вопрос от дурака), уничтожение предмета обсуждения (возражение наперед, ложное подозрение, категорическое несогласие), изменение модальности (авторитарный стиль, переход на личности, подмена одной темы другой), навязывание следствий, игра гиперболой и литотой, иронический повтор, запретна обсуждение, прием капкана. Силлогизм – на основе 2-х посылок делается логический вывод.

Приемы изложения речи.

Анализ – позволяет путем расчленения понятий или явлений глубже проникнуть в его сущность.

Синтез – мысленное соединение понятий или явлений.

Индукция – логический метод, состоящий в обобщении частичных случаев в получении общего вывода, сделанного на основании обобщения и изучения отдельных факторов.

Дедукция – логическое умозаключение от общего к частному выводу.

Аналогия – принадлежность предмета, явления, тех или иных признаков на основании сходства с другими признаками этих предметов.

Исторический метод – изложение материала в хронологической последовательности, анализ и описание изменений.

Концентрический метод – расположение материала вокруг главной темы. Выступающий переходит от общего рассмотрения вопроса к более конкретному углубленному его анализу.

Ступенчатый метод – последовательное изложение одного вопроса за другим.

Композиция публичного выступления.

Композиция речи – то есть последовательное расположение всех ее частей в соответствии с содержанием и замыслом оратора – должна быть прозрачной.

· Вступление . Бывают двух видов:

Обычное - можно заранее подготовится;

Внезапное - импровизация.

Вступление с ораторской предосторожностью – нельзя полностью вставать на позицию аудитории, нельзя давить на аудиторию своим авторитетом, нельзя говорить с аудиторией о пользе последствий.

Любое вступление должно заканчиваться основным тезисом (изложение, подтверждение, опровержение).

· Основная часть

· Заключение

Для привлечения внимания слушателей особое значение имеет начало речи, оно должно заинтриговать слушателя вызвать у него дальнейший интерес к дальнейшему ходу мыслей оратора. Известный русский оратор адвокат А.Ф. Кони подчеркивал, что в начале выступления важно «зацепить внимание» аудитории. Способов к достижению этого не мало: можно вспомнить какой-нибудь момент из жизни, который заинтересует каждого, потому что нечто подобное пережили, испытали многие; можно задать неожиданный вопрос или удивить слушателей парадоксом, какой-нибудь странностью, как будто не имеющей отношения к теме а на самом деле связанной со всей речью.

Например, на вечере, посвященном 100-летию писателя диссидента Бориса Антоненко-Давидовича, его биограф начал свою речь так:

Писатель не любил своих дней рождения, более того, каждый его юбилей был для Бориса Дмитриевича тяжелым испытанием, грозящим новыми неотвратимыми ударами судьбы…

Такое начало не может не удивить слушателя, и они с нетерпением ждут разъяснения. С него оратор и начнет вступление к речи:

С приближением каждой «круглой даты» писатель ждал прихода «незваных гостей» (гебистов) и следующих за ними новых репрессий: у него производили обыски, забирали рукописи, «арестовали» даже печатную машинку и пророчили имя автора публикацией и анонимных заявлений наемных борзописцев.

Такое вступление поддержало интерес слушателей, которые теперь хотят узнать больше о гонимом писателе и готовы сопереживать ему. Тут выступающий переходит к главной части своей речи, ее содержание не должно приглушить интерес аудитории.

Но чем более нагло власть выражала свое неуважение к Борису Дмитриевичу, тем больший интерес вызывало его творчество у читателей, тем больше друзей и поклонников сплачивалось вокруг писателя, и тем неуязвимее становился он для карательных органов…

Завершая выступление, нужно четко выделить заключение. Нельзя речь оборвать на полуслове. Активизируя внимание аудитории, можно обратиться к ней с призывом, например: - Читайте неизвестных вам писателе, имена которых еще недавно замалчивались; Изучайте творчество авторов, у которых есть чему поучиться и которые писала для будущих поколений, для нас с вами!. Косвенный итог выступлению можно подвести, цитируя важное для понимания речи высказывание или рисуя художественный образ, отражающий главную идею вашей речи. Не следует только возвращаться к сказанному (даже если осталось время), нельзя «прощаться много раз».

Виды и жанры публичных выступлений

I. Социально - политические виды выступления

Отчетный доклад содержит объективно освещенные факты и реалии жизни и деятельности руководителя, депутата, организации, ее подразделу и тому подобное. В процессе подготовки к отчетному докладу докладчик должен четко очертить тип и задание, к каждому положению подобрать аргументированные факты, выверенные цифры, убедительные примеры, четкие и уместные цитаты. Также следует составить общий план и всесторонние положения и связать в одну стройную систему их части.

Деловой доклад содержит в себе ряд определенных вопросов с выводами и предложениями. Информация, которая содержится в докладе, рассчитана на подготовленную аудиторию, готовую к восприятию, обсуждению и приговору проблем. Максимальный результат будет достигнут участниками собрания после ознакомлением с содержанием доклада. Тогда можно приступать к активному обсуждению, аргументированной критики, сопутствующих дополнений и оценке выраженного решения.

Дипломатическая речь – сугубо официальное выступление лица, представляющего то или иное государство.

Военно-патриотическая речь обычно произносится командиром перед решающим сражением. Разумеется, в сфере военного искусства используются разнообразные виды красноречия. Но по своей форме, жанровым особенностям они не отличаются существенно от социально-политического и академического красноречия. Предельно краткая речь носит призывный патриотический характер, сурова.по сути и всегда одухотворена идеей героизма, требует совершения личного подвига, проявления массового мужества. Одна из особенностей такой речи определяется тем, что она не подлежит обсуждению и тем более критике. Пафосная по характеру, мужественная по призывному интонационному строю, лаконичная по форме, четкая и ясная в установках, военно-патриотическая речь - это не только призыв к подвигу и геройству, но и приказ. Такая речь особенно впечатляет и воодушевляет ее слушателей, если произносится человеком, известным своей смелостью, отвагой и пользующимся популярностью.

Политическое обозрение – публичное выступление, в котором освещаются и кратко оцениваются главным образом текущие социально-политические события. Такое выступление носит информационно-комментаторский характер.

Митинговая речь обычно произносится на злободневную тему, которая является общественно-значимой проблемой и которая волнует широкую общественность. Это короткое, эмоциональное выступление, рассчитанное на непосредственное восприятие слушателей. Задание оратора - выявить новые, нестандартные аспекты темы, побудив собравшихся по-новому воспринять уже известны факты и реалии. Успеваемость митинговой речи зависит от индивидуального стиля оратора, его умения уместно выражать ассортименты вербальных и невербальных средств общения и мастерства импровизировать в зависимости от реакции аудитории. Пылкая, зазывная, актуальная, искусно произнесенная митинговая речь, как свидетельствует история - действенная причина влияния на понимание.

Агитационной речи присущи практически все стороны речи митинговой. Отталкиваясь от актуальных общественно-политических проблем, активно влияя на сознание, оратор побуждает слушателя к определенной деятельности, к неотложной необходимости захватить определенную гражданскую позицию, изменить взгляды или собирать новые. В агитационной речи, как правило, разъясняют или задают вопросы, пропагандируют определенные мысли, убеждения, идеи, теории и тому подобное, активно агитируя на их реализацию или воплощение в жизнь.

Деловая речь - характеризуется лаконизмом, критичностью, направлением, полемичностью и аргументированностью изложенных в ней фактов. По сравнению с митинговой и агитационной речью, деловая речь ориентирована на логичное выраженное, а не эмоционально взволнованное восприятие слушателя. Чаще это выступление не имеет самостоятельного значения, он понятен и воспринимается лишь в контексте проблемы, которая обсуждается на конкретном собрании.

II. Академические выступления

Выступление на семинаре предусматривает:

Описание сути определенного вопроса;

Акцентирование на основном;

Высказывание своего отношения и оценки;

Подчеркивание значимости, важности и актуальности;

Подкрепление примерами своих доказательств (ссылками на источники).

Лекция - является одной из форм пропаганды, передачи, разъяснения сугубо научных, научно-учебных, научно-популярных знаний, устного изложения учебного материала, научной темы, которая имеет систематический характер.

Учебно-программные лекции - составляют систематическое перо определенной научной дисциплины. Обязательной составной частью этих лекций являются - обзор и объяснение научной литературы, акцентирования внимания на вторично не развязанных вопросах и проблемах.

Начально-программная лекция - имеет целью ввести слушателя в круг вопросов определенной дисциплины, ознакомить с ее предметом, заинтересовать слушателей последующим изучением предложенного материала.

Обзорные лекции , как правило, читают после изучения всего курса. Они преследуют цель систематизировать знания слушателей по определенному предмету, предложить для последующего самостоятельного прорабатывания какую-то проблему, активизировать мысль.

Лекции дают широкие возможности ввести слушателей в науку, пробудить их мысль. На таких лекциях гораздо более легко построить проблемы по сравнению с начально-программными. Как правило, лекция имеет традиционно четкую структуру- вступление, основная часть, выводы.

Вступление – зачин к теме избранной лекции, ее актуальности во времени, месте и аудитории проведения, должен быть лаконичным, в должной мере интригующим. Сплотив и заинтересовав слушателей, лектору следует приложить усилия, чтобы удержать их внимание.

В главный части должно быть логично раскрыт смысл лекции с подчеркиванием всех причинно-следственных связей каждой самостоятельной смысловой части.

Выводы должны логично выплывать из всего содержания лекции: обобщать основное и захватывать около 5% времени и объему всего выступления.

Лектор должен прислушиваться к вопросам слушателей по теме выступления. Ответы его должны быть корректными, взвешенными и лаконичными.

III. Судебные выступления

Судебное красноречие один из древнейших видов ораторского искусства. Как прокурорская, как и адвокатская речи носят оценочный характер и отличаются нравственно-правовой направленностью. Предельная объективность, аргументация и доказательность в деталях являются необходимыми условиями выступления.

Прокурорская (обвинительная) и адвокатская (защитительная) речи вместе с тем отличаются друг от друга.

Адвокатская речь - защитник не только оперируют параграфами кодексов, но и обращаются к морально-нравственным принципам и нормам общества, добиваясь справедливого приговора суда.

Прокурорская речь , как бы сурова она ни была, не может быть лишена чувства такта и предельной объективности. В прокурорской речи неуместны не только издевательский тон, подтрунивание по отношению к обвиняемому, но даже юмор.

Самозащитительная речь , или допускаемая законом речь подзащитного – третий основной вид судебного красноречия. Хотя она по сути примыкает к адвокатской речи, но ведется в иной форме и в более трудных условиях.

IV. Социально-бытовые выступления

Социально-бытовое красноречие – это юбилейная, или похвальная, речь, застольное слово, или тост, а также надгробная, или поминальная, речь. Оно отражает определенные общественные отношения, представляя вместе с тем известные явления быта и давно сложившиеся обычаи, народные традиции. Причем тост и поминальная речь – явления наидревнейшие, возникли у большинства народов мира вместе с формированием у них определенного уклада жизни. И тот факт, что юбилейная, застольная и поминальная речи не играют такой роли в общественной и государственной жизни, как другие виды красноречия, вовсе не умаляет их значимости, поскольку социально-бытовое красноречие – составная часть духовной культуры общества в не меньшей мере, чем другие виды ораторского искусства.

Юбилейная, или похвальная , речь бывает двух подвидов: посвященная какой-либо знаменательной дате, юбилею предприятия или организации и речь, произносимая в честь отдельной заслуженной перед обществом личности. И та и другая речи носят праздничный характер, всегда торжественны. Вместе с тем они имеют в определенной степени подытоживающий характер. Бывает, правда, что юбилейная речь, посвященная празднику организации, в особенности коммерческой, носит и чисто деловой характер. Подходящими в юбилейной речи будут экспромты и импровизации, тактичные шутки и остроумное акцентирование внимания слушателей на своеобразных чертах юбиляра, сочинение интересных и малоизвестных фактах из его жизни и деятельности. Форма и значение юбилейной речи, невзирая на непринужденность и остроумие ее изложения, должны быть морально и этически взвешены оратором, дабы не оскорбить ни юбиляра, ни его близких, ни слушателей.

Иное дело – выступление, посвященное отдельной личности, например, в связи с ее 70-летием со дня рождения и 50-летием научной, художественной или другой деятельности. Такие, как пропило, короткие речи, произносимые в полуторжественной и дружеской атмосфере, неизменно похвального характера. Они выражают уважение и почет юбиляру, исполнены добрых чувств и хороших пожеланий ему, В таких речах главным достоинством становится шутка, юмор, меткая характеристика юбиляра, воспоминания о важных фактах его жизни. Они нередко сочетаются с чтением адресов, дружеских коллективных писем и даже специально написанных стихов. Особенно хорошо воспринимаются речи экспромтные, импровизированные. И, наоборот, вызывают чувство досады юбилейные речи, заранее написанные или выученные. Хорошо, если юбилейное слово, произносимое в адрес заслуженного деятеля искусств, сопровождается шуточными импровизациями, инсценированными (в костюмах и даже декорациях) коллективными выступлениями артистов, сольным пением, а порою и балетным номером. В них красноречие органически сочетается с разными видами искусства, становясь частью художественного представления.

Застольная речь – тост также делится на два подвида. Это слово, произносимое на официальных, в особенности дипломатических, приемах. Исполненная известной приподнятости, а нередко и дружеских чувств, такая речь носит деловой и политический характер и редко отличается от социально-политического красноречия.

Тост – часть фольклора, многовековое народное творение. В нем вполне допустимы даже некоторые похвальные преувеличения в оценках, уместны славословия, но тосту противопоказана какая бы то ни было критическая нота. Сердечные чувства, пожелания здоровья, добра и успехов во всем неизменно определяют интонацию такой застольной речи, являются ее атрибутом.

Опытный тамада – мастер такой речи. Он всегда знает, что и когда, о ком и как сказать. Его слово может быть подхвачено и продолжено другими. Бывают, конечно, и говоруны, колоритный тип которых вылепил А. П. Чехов в рассказе «Оратор» (1886) в образе Запойкина. Этот выпивоха обладал «редким талантом произносить экспромтом свадебные, юбилейные и похоронные речи». Но таких типов приличное общество своим тамадой не выберет, дан вряд ли захочет допустить к столу.

Надгробная, или поминальная речь, посвященная ушедшему из жизни, всегда носит оценочный характер. Исполненная печали, а порою трагедийной интонации, такая речь всегда впечатляюща. В слове об ушедшем, как говорится в народе, принято «добром поминать». В старину у многих народов существовал обычай нанимать плакальщиц, чтобы как можно ярче выразить скорбь.

Этот древний обычай затем уступил во многих странах место слову, речи об усопшем. Всякое надгробное слово не только выражает печаль, но и содержит краткую характеристику скончавшегося человека, его свершений. Такие речи обязательно произносятся в тех случаях, когда скончавшийся оставил заметный след в общественной жизни, в науке, технике, искусстве своим трудолюбием и талантом. Слово, сказанное над гробом гениального человека, причем сказанное его верным другом факт. сам по себе значительный, чтобы оказать сильное эмоциональное воздействие на его слушателей и даже читателей. Причем сила эмоционального воздействия публичного слова нередко определяется как его объектом н конкретной ситуацией, так и тем, кто и как говорит.

V. Богословско-церковные выступления

Богословско-церковное красноречие также одно из древних, имеющее немалый опыт воздействия на массы. Мы говорим по преимуществу о христианской религии и особенно таких се наиболее влиятельных разновидностях, как православие и католицизм.

Основным видом богословско-церковного красноречия является проповедь , неизменно исполненная веры, что она воплощает «абсолютную истину», хотя и не исключает раздумий слушателей над «смыслом жизни». Наиболее характерная ее черта – морально-этическая назидательность. Ритор не видит нужды в том, чтобы аргументировать и точно доказать свои мысли. Он говорит «словом божьим», а оно, как принято по церковному катехизису, «не подлежит проверке». Любое стремление к действительному знанию и даже «излишнее любопытство» всегда осуждались церковью. Вот почему всякая церковная проповедь построена, прежде всего, на том, что все в мире «в руке божьей».

Контакт оратора с аудиторией.

Адресовать свое обращение оратор должен не только докладчику или президиуму, прежде всего и ко всем присутствующим, построив его таким образом, чтобы полученная ими информация была понятна и легла в основу их собственных размышлений и выводов.

Отношение оратора к аудитории должно быть абсолютно доброжелательным и профессиональным. Доброжелательность предполагает невозможность агрессивного поведения (упреки, угрозы, оскорбления) и демагогию (ложь). Профессиональное отношение, умение работать с аудиторией, не зависит от ее расположения к оратору. Этические качества оратора: честность, скромность, доброжелательность, осмотрительность. Речь дана человеку, чтобы скрывать свои мысли. Честный оратор: добросовестный, компетентный, принципиальный, самокритичный. Скромность: равность с аудиторией, внимание к тому, что говорят другие. Доброжелательность – доказательство пользы, блага для аудитории. Нельзя:

Представлять глупыми, нечестными, слабохарактерными. тех лиц, мнение которых вы оспариваете

Обращение к чувствам аудитории не должно перерастать в манипуляцию

Отождествлять взгляды человека с взглядами той группы, партии, к которой он принадлежит

Искажать мнения оппонентов

Бравировать личностными качествами

Отказываться от исходных тезисов

Чувство аудитории, или коммуникативность , возникает лишь тогда, когда выступающему удается создать в аудитории «эффект общения», разговаривая со слушателями так, как обычно говорят с близкими, знакомыми людьми, которым есть что сказать и которые будут вас охотно слушать.

Имитация разговорности - оратор создает впечатление живого общения. Для этого он общается к аудитории, задает вопросы (на которые сам же и отвечает), сталкивая мнения, показывая несостоятельность своих оппонентов и т.д.

Важным средством достижения коммуникабельности является зрительный контакт со слушателями. Правильно устремленный взгляд оратора – непременное условие достижения чувства аудитории, поэтому необходимо во время выступления научиться контролировать свой взгляд, чтобы не смотреть в потолок, или в пространство «невидящим взглядом», или даже на одного из присутствующих в зале, не делая при этом его своим собеседником. «Рекомендуется иное, - пишет А.К. Михальская. – Постарайтесь смотреть в глаза слушателям, переводя взгляд с одного на другого, но так, чтобы не казалось, что глаза «бегают».

Придет на помощь и голосовой контакт , который дополняет зрительный контакт: голос выступающего направляется вместе с его взглядом к кому-нибудь из слушателей, и у того складывается впечатление, что вы говорите с ним и для него.

Как готовиться к выступлению.

1 подготовиться, не следует импровизировать

Лекция, доклад, политическое обозрение и др., как правило, требуют тщательной подготовки.

2 выбрать тему

Тема должна быть интересной и актуальной для данной аудитории. Выбирая тему, следует обдумать название лекции (доклада, сообщения), оно должно не только отражать содержание выступления, но и привлекать внимание будущих слушателей, затрагивать их интересы.

Советы при выборе тем:

Тема должна соответствовать познаниям и интересам оратора.

Нельзя идти “на поводу” у аудитории, не говорить аудитории только то, что она хотела бы услышать.

Говорить о том, что знаешь лучше аудитории.

Учитывать основные интересы аудитории (жизнь, смерть, здоровье, деньги, мир, война).

3 установить цель

Оратор должен четко определить для себя цель предстоящего выступления: он не только информирует слушателей, рассказывая о тех или иных событиях, фактах, но и старается сформировать у них определенные представления, убеждения. Любое выступление должно преследовать воспитательные цели, и оратор обязан незаметно для слушателей приобщать их к своим нравственным идеалам. Любой оратор должен четко определить цель речи:

Развлечь

Удовлетворить любознательность

Убедить

Призвать к действию

4 ознакомление с аудиторией

Готовясь к выступлению лектор должен узнать, кто придет его слушать (взрослые или дети, молодые или пожилые, образованные или нет, преимущество женский лил мужской состав аудитории, ее национальность и религиозные особенности)

5 поиск и подбор материала

Даже если оратор хорошо знает тему предстоящего выступления, он все равно готовиться к нему: просматривает литературу и периодическую печать, чтобы связать тему с современностью, узнать свежие факты.

6 ключевые слова («шпаргалки»)

На листке для таких слов нужно выделить большие поля. Это могут быть также пословицы, парадоксы, афоризмы, анекдоты, которые могут пригодиться для поддержания интереса аудитории.

7 маньеризмы (отбрасывание волос со лба, почесывание затылка, покачивание, движение плечами, жестикуляция и т.д.)

8 Жесты и мимика оратора

Жесты и мимика оратора должны быть естественны и разнообразны, а главное они должны быть мотивированы содержанием речи.

Список используемой литературы:

Михальская А.К. – «Основы риторики. Мысль и слово».– М., 1996.

Голуб И.Б. - учебное пособие «Русский язык и культура речи». - М., 2002

Граудина Л.К. – «Русская риторика».- М. Просвещение, 1996.

Русская риторика. «Хрестоматия». - М., 1996.

Формановская Н.И. – «Речевой этикет и культура общения» М., 1989.

Кохтев Н.Н. – «Основы ораторской речи». М., 1992г

Ораторское искусство - это особое мастерство публичного выступления с целью убеждения аудитории в чём-либо. Риторика, ораторское искусство, красноречие - равнозначные понятия. Основы ораторского искусства - в насущной необходимости решения возникающих общественно-политических проблем посредством публичного обсуждения, выбора и доказывания определённой точки зрения, воздействия на мнение слушателей, способности изменить их позицию по обсуждаемому вопросу.

Свойства публичного выступления

Различные ораторские навыки вырабатываются в процессе соответствующих занятий, тренингов, а их проявлением является публичное выступление, которое имеет следующие основные свойства:

1) особая структура речи , соотношение языковых и неязыковых (мимика, жесты) средств убеждения аудитории;

2) направленность выступления на получение ответной реакции от слушателей, поскольку его целью является не простое донесение информации, а убеждение;

3) эффективность , зависящая от психологического настроя и состояния выступающего, его авторитета в глазах публики.

Виды ораторской речи

В риторике выделяются виды ораторских выступлений, которые нужно знать для того, чтобы успешно выступать в каждой конкретной ситуации.

Поскольку ораторское искусство зародилось еще в Древней Греции, имеются устаревшие роды и виды ораторского искусства, которые на сегодняшний день утратили своё значение.

Современная классификация сводится к следующему:

1) Социально-политическое ораторское искусство предусматривает такие формы выражения, как доклад на какие-либо экономические, социально-политические темы, дипломатическую и политическую речь, агитаторскую и митинговую речь, военно-патриотическую речь, а также политическое обозрение.

2) Академическое ораторское искусство отличается наличием специальной терминологии, строгого стиля речи, аргументированностью, логич ностью, то есть представляет собой научную речь. В данном виде представлены такие жанры ораторского искусства как научный доклад, лекция, сообщение, обзор.

3) Судебное ораторское искусство встречается в различных судебных процессах и отличается аргументированностью, объективностью, доказательностью, иногда имеет оценочный характер. Этот вид включает следующие жанры ораторской речи: обвинительная речь, защитная речь.

4) Социально-бытовое ораторское искусство имеет несколько основных форм, причём ораторские приемы, используемые в данном виде красноречия, отражают определённые общественные, родственные, семейные отношения. Наиболее распространенные роды и виды ораторской речи данного вида - это юбилейная, поздравительная, похвальная речь, тосты, поминальная, надгробная речь;

5) Богословско-церковное ораторское искусство представляют ораторские жанры проповеди и других церковных речей. Этот вид также имеет собственные особенности, выраженные в отсутствии аргументированности, логичности и доказательности, причём само содержание речи не предполагает необходимости наличия в ней перечисленных свойств, аудитория также не ждёт появления каких-либо аргументов.

В качестве специальной разновидности выделяются диалогические формы ораторского искусства, которые выражаются в дискуссии, диалоге и полемике. Они также обладают определёнными особенностями, связанными с необходимостью воздействия на единственного собеседника или нескольких участников беседы.

В частности, существенно снижается роль эмоциональных, психологических приёмов, повышается значение аргументированности, поскольку отсутствует толпа.

Методы ораторской речи

Существуют также определённые методы ораторского искусства, которые сформировались достаточно давно. Они представляют собой правила ораторского выступления и заключаются в следующем:

1) речь оратора должна быть структурированной, ясной для аудитории, перед которой он выступает;

2) оратор должен сообщать полезную для слушателей информацию (по мнению самих слушателей), при этом она также должна быть объективной и правдивой, хотя некоторые современные приемы ораторского искусства выходят за рамки данного требования;

3) продолжительность выступления следует сделать оптимальной, поскольку длительное время удерживать внимание большой аудитории достаточно тяжело;

4) речь должна быть эмоциональной, а также отражать проблемы, заботы основной части аудитории, для чего ещё при подготовке необходимо эту аудиторию изучить, безусловна, поэтому оратор должен уметь интонировать;

5) основное внимание необходимо уделить началу речи и завершению - именно эти моменты запоминаются присутствующим больше всего;

6) речь должна быть культурной, но учитывать специфику аудитории, уровень её образования, особенности общения.

Существуют и другие приемы ораторского мастерства, которые выделяются отдельно для каждого из перечисленных выше видов ораторского искусства.

Следует учитывать, что методы построения речи и подготовки к выступлению не являются догмами, поскольку, в конечном итоге, всё зависит от вида выступления, особенностей аудитории, цели оратора и целого ряда других обстоятельств. Конкретные правила вырабатываются уже на стадии подготовки к выступлению с учётом перечисленных факторов, но, пожалуй, одно правило остается неизменным: без нельзя стать выдающимся оратором.

Навыки ораторского мастерства полезны человеку любой профессии, ведь умение общаться с публикой делает его уверенным в себе и повышает ценность сотрудника в глазах работодателя. Именно поэтому так важна ораторская речь — примеры выступлений особенно. Ведь они помогут вам правильно подобрать стиль речи для определенного случая.

Ораторское выступление всегда имеет определенную цель, а именно убеждение публики при помощи тех или иных ораторских методов. Целью может быть информирование аудитории о тех или иных событиях или результатах, мотивация для достижения улучшения каких-либо показателей, призыв к определенным действиям, убеждение в правоте своих мыслей или идей и т.д.

Риторика предлагает разные методики для достижения вышеописанных целей. Следовательно, в зависимости от цели или характера выступления разные виды имеет и ораторская речь примеры которой будут рассмотрены в данной статье.

Согласно современной классификации, выделяют 5 типов ораторской речи, каждый из которых включает еще несколько видов.

  1. Социально-политическое красноречие (агитационная речь, дипломатические выступления, выступления по политико-экономической тематике, митинговая речь и т.д.).
  2. Академическое красноречие (лекции, доклады, конференции и т.д.).
  3. Судебное красноречие (речи прокурора, обвиняемого, адвоката, присяжных судей и т.д.).
  4. Социально-бытовое красноречие (поздравительная речь, тост, поминальная речь и т.д.).
  5. Духовное красноречие (проповеди, речи на духовную тематику и т.д.).

Примеры публичных выступлений помогут более детально рассмотреть каждый из предложенных видов красноречия.

Социально-политическое

Рассмотрим три жанра социально-политического красноречия.

  • Агитационная речь направлена на получение мгновенного отклика от публики. Выступление оратора склоняет аудиторию на сторону выступающего и призывает ее сознательно и добровольно действовать в интересах оратора для достижения общей цели.

Пример: «Сегодня молодежь проводит все больше времени за компьютером и телевизором, не задумываясь о собственном здоровье. Тем временем пассивный образ жизни приводит к неприятным, а иногда и страшным проблемам со здоровьем.
Занятия спортом укрепляют здоровье и иммунитет, моделируют фигуру, повышают самооценку, влияют на улучшение концентрации, позитивно влияют на настроение и приносят еще много другой пользы для организма.
Занимайтесь спортом! Выбирайте здоровый образ жизни, и результаты не заставят себя ждать!».

  • Дипломатическая речь – официальное выступление оратора, представляющего то или иное государство. Речь отличается сдержанностью, но четким выражением позиций государства.

Пример:«Современное мироустройство постепенно переходит от системы однополярности к многополярности, так как гегемония одного сильного государства не может обеспечивать безопасность населения планеты.
Мы стоим на том, что в складывающихся условиях нового миропорядка все вопросы могут решаться только путем мирных переговоров и поиска консенсуса. Только так мы сможем сохранить этот мир для наших потомков».

  • Митинговая речь – это та речь, которая заряжает толпу на отстаивание какой-то общей идеи. Такая речь обычно затрагивает острые социально-политические темы и собирает людей для протеста или поддержки того или иного решения руководства страны, города, завода, школы и т.д.

Пример: «Мы собрались здесь для того, чтобы выразить свое несогласие с закрытием предприятия. Мы не отдадим родной завод тем, кто хочет нажиться на его сносе.
Если сейчас мы остановим этот беспредел, мы сможем обеспечить рабочими местами своих детей и внуков. Сохраним производство! Пусть руководство услышит нас!».

Академическое

Жанры академического красноречия в основном работают в рамках науки и образования, однако в некоторых случаях академическое красноречие носит популистский и пропагандистский характер.

  • Лекция – ораторская речь, имеющая четкую структуру, соблюдающая все логические связи и в большинстве случаев имеющая своей целью информирование слушателей. Так, лекции могут быть посвящены не только образовательным дисциплинам, но и определенным тематикам (вред курения, алкоголя, наркотиков и прочее).

Пример: «Сегодняшняя лекция посвящена развитию науки. План лекции следующий: этапы развития науки, модели развития науки, типы научных революций и феномен псевдонауки.
Итак, начнем с того, что любая наука развивается в процессе познания окружающего мира. Выделяют 5 этапов развития науки: донаучный, античный, средневековый, этап классической науки и, наконец, современная наука. Разберем подробнее каждый этап».

  • Доклад – выступление оратора, которое проводится в рамках конференций, симпозиумов и т.д. и выносится на обсуждение слушателей. Обычно доклад является подведением итогов проведенных исследований и опытов в той или иной научной области.

Пример:«Целью доклада на тему «Концепт «Дружба» в немецкой и русской лингвокультурах» является изучение особенностей восприятия концепта «дружба» носителями немецкой и русской лингвокультур, а также выявление сходств и различий.
После проведения социологических опросов и свободного ассоциативного эксперимента, можно сделать вывод, что немцы и русские воспринимают дружбу практически одинаково».

  • Научное сообщение – публичная речь, ограниченная по времени и обращенная к одной конкретной мысли. Сообщение научного характера выражается лаконично и логично.

Пример:«Современное состояние Тихого океана вызывает опасения. Мусорное пятно, образовавшееся в северной части океана, является серьезной угрозой не только для обитателей самого океана, но и для человека. На повестку дня вынесено несколько предложений по решению данной проблемы».

Судебное

Ораторская речь судебного характера включает в себя практически все выступления, которые проводятся в зале судебных заседаний.

  • Обвинительная речь – ораторская речь государственного обвинителя или прокурора, дающая оценку ходу следствия и имеющимся доказательствам того, что именно обвиняемый совершил преступление. Также прокурор предлагает на рассмотрение ту или иную меру наказания для обвиняемого.

Пример:«Сегодня нам предстоит стать участниками в слушании по делу серийного убийцы. Сторона обвинения хотела бы уделить особое внимание наиболее значимым обстоятельствам дела, а также представить неопровержимые доказательства совершения серии преступлений обвиняемым».

  • Адвокатская речь – это публичная речь, которая направлена на парирование обвинений прокурора и на предоставление собственных доказательств, отводящих вину за преступление от обвиняемого.

Пример:«Да, вы правы, товарищ прокурор, мой подзащитный состоял в неоднозначных отношениях с убитой. Однако стоит отметить, что мотив был не только у моего подзащитного, но и у сестры убитой. Более того, найденные улики доказывают, что на орудии преступления были найдены элементы искусственной кожи. Именно той кожи, из которой сделаны перчатки сестры убитой».

Социально-бытовое

Ораторские выступления в рамках социально-бытового красноречия являют собой проявление общественных отношений.

  • Поздравительная речь – выступление с целью выразить свое восхищение, радость по тому или иному случаю. Это может быть чей-то юбилей, день рождения, свадьба, открытие предприятия, рождение ребенка и т.д. Особенностью такой речи является торжественность и пафосность.

Пример:«Дамы и Господа! Мы собрались здесь сегодня, чтобы отметить прекрасное событие – десятилетие нашей компании. Я хочу поздравить каждого, кто вложил свой вклад в развитие нашего общего дела, а также пожелать нашей фирме дальнейшего процветания и преданных клиентов!».

  • Поминальная речь – читается по случаю чьей-либо смерти. Такая речь обычно строится на воспоминаниях об усопшем, на подчеркивании его положительных качеств, а также на словах поддержки близким родственникам умершего. Поминальная речь также отличается трагическим пафосом.

Пример:«Он был замечательным человеком. Хотя я знаю его только как коллегу и могу сказать, что это был человек слова и невероятной любви к своему делу, могу также добавить, что он всегда оставался, прежде всего, любящим отцом и мужем».

Духовное

Церковное красноречие оказывает сильное воздействие на народные массы. Религия является одним из регуляторов поведения за счет моральных устоев.

  • Проповедь – речь, читающаяся представителем духовенства и имеющая своей целью распространение идеи или верования. Проповедь сообщает о любви Бога к людям, о милосердии, сострадании, о Божьей воле на все события и т.д. Такая речь пробуждает в слушателях благоговение и трепет к религии. Речь отличается высоким стилем, пафосом, морально-назидательным тоном.

Пример: «Дух Святой был на Земле тогда, когда человека еще и в помине не было. Именно Дух Святой устроил жизнь человеческую. Именно Дух Божий чрез Моисея освободил сынов Израилевых от египетского ига и привел их к земле обетованной».

  • Духовные лекции – такие же образовательные лекции, доносящие до слушателей религиозные идеи.

Пример: «Люди привыкли жить по юридическим законам и по законам природы. В первом случае, скажем, украл человек небольшую сумму денег, пошел в церковь и поставил свечку – все, душа спокойна. Во втором случае – прыгай из окна, никто тебя не накажет, но будет больно – в этом действие закона природы. Однако есть еще одна категория законов – законы духовной жизни, которые помогают человеку быть собой и принимать себя».

Теперь, когда примеры помогли понять, что такое ораторская стезя, работать над своей речью в зависимости от цели выступления будет гораздо проще. Основным правилом при подготовке любой речи всегда является сонастройка с аудиторией.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Святые и чудотворцы. Леонтий Ростовский. Леонтий (Стасевич), православный святой Тропарь святителям Ростовским
Церковь георгия победоносца на псковской горе
Икона божией матери